КАК КРАСНОСЕЛЬЦЫ НА ЧУЖБИНЕ ОТЦОВСКИЙ ПРОМЫСЕЛ СОХРАНИЛИ
Поселки Выборгского района были переименованы после войны, и их названия, как правило, не имеют ничего общего с прошлым этих мест. А вот у Красносельского история нетипичная. Русское название селения – Красное Село – появилось еще после Северной войны, когда первый комендант Выборга граф Григорий Петрович Чернышев переселил сюда русских крестьян из своих имений в Центральной России.
Из историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии (1875): «О занятиях красносельцев скажем следующее: когда граф Чернышев переселял своих крестьян в Финляндию, то, зная неблагоприятные качества здешней почвы, он хотел из переселенцев образовать сословие не столько земледельческое, сколько ремесленное и, потому переводил сюда преимущественно таких крестьян, которые знали какое-нибудь ремесло. И доныне Красносельские прихожане занимаются ремеслами: обтесывают камни, строят печи, делают глиняную посуду, занимаются штукатурной и малярной работой и уходят на заработки в Финляндию и в окрестности Петербурга. Остальная часть народонаселения занимается земледелием. Язык прихожан совершенно русский, напоминающий Московскую и Ярославскую губернии... Финских слов или искажений в языке, напоминающих финна, у прихожан не замечается». Издавна славилось Красное Село (финское название Кююрёля) своим гончарным промыслом, традиции которого передавались от поколения к поколению. Здесь располагалось около 60 небольших гончарных заводиков, семейных мастерских, которые изготавливали кирпичи, посуду, игрушки.
…В 1939 году бывших жителей Карельского перешейка в Финляндии ждал неласковый прием. Соотечественники воспринимали их как лишние рты. Поэтому переселенцы старались селиться общинами. Например, выборжцы в основном осели в Лахти, Лапеенранте, под Хельсинки. Что и говорить: русскоязычным православным красносельцам тем более были не рады. Они несколько раз обращались в правительство с просьбой выделить им место под поселение, но все прошения остались без ответа. Выходцы из Красного Села долго мыкались по Финляндии, пока не рассеялись по стране…
В 1989 году научному сотруднику ГМ «Выборгский замок» Зинаиде НОВОСЕЛОВОЙ позвонили смотрители музея и сообщили о том, что по экспозиции ходит русскоязычный финн, дарит всем свистульки, и при этом рассказывает, что он уроженец Красного Села.
– Я, зная историю Красносельского, тут же подошла к нему познакомиться. Александр Васильевич Бородулин очень обрадовался, что его свистульки (он называл их «карелки») представляют для нас интерес, и предложил подарить музею партию своих изделий. Мы уладили дела с таможней, и вскоре коллекция (более 60 фигурок) была доставлена в замок. В том же году открылась выставка на её основе – «Солнечный мир игрушки». Александр Васильевич потом еще не раз приезжал в Выборг вместе с женой (она тоже родом из Красного Села) и даже привозил туристические группы. У нас тогда наступили тяжелые времена, и меня всегда поражало, какие они жизнерадостные и активные, несмотря на преклонный возраст...
Бородулины специализировались на изготовлении свистулек, которые с большим успехом продавались на ярмарках, но делали также окарины (свистковые флейты). Александр Бородулин перенимал гончарное искусство от своего отца Василия Ивановича Бородулина (1902-1986). Первую свистульку он сделал, когда ему было 11 лет. В Финляндии Александр Васильевич выучился и всю жизнь проработал электриком, но любимого гончарного дела не бросал – участвовал в ярмарках, выставках, даже заграничных.
В коллекции бородулинских свистулек прослеживаются традиции гончарного искусства красноселов, этапы изготовления и покраски изделий. Александр Бородулин показал и типичные черты семейного промысла (особую раскраску, форму), и свои привнесенные идеи. На выставке «Птица на границе», которая проходит в замке, можно увидеть петушков из этой коллекции. Все свистульки имеют свои названия: «Карельский петушок», «Карелка», «Петух-монах» и «Курица-монашка», «Петух-музыкант», «Ноев ковчег», «Петух-фантазия», «Петух-новосел» и т.д. Причем известно, что два петушка из этой коллекции созданы внуком Бороду-лина Осмо, который работает полицейским. К сожалению, связь с Александром Бородулиным прервалась еще в прошлом веке, а было бы интересно узнать – занимаются ли его потомки этим промыслом до сих пор.
Сотрудники Выборгского музея-заповедника надеются, что читатели нашей газеты в Финляндии помогут им разыскать контакты с семьей Бородулиных.
Юлия ПОДСКРЕБАЕВА
На фото:
№1 Так выглядело Красное Село (Кююрёля) в 1934 году. Всего в Финляндии на Карельском перешейке в 50 км к югу от Выборга было четыре русских
поселения – Новая Деревня, Паркино, Развоз и Красное Село. Сейчас сохранилось только Красносельское. Фото: Museovirasto
№ 2 Продукция красносельских мастеров пользовалась большим спросом на ярмарках. Фото: Museovirasto
№ 3 Свистульки из коллекции Александра Бородулина – эти еще не раскрашены
Читайте также
-
В России продлили особый порядок продажи зарубежных лекарств до конца 2025 года
-
Выборжцы получили региональные награды — знаки отличия за вклад в развитие
-
Футбол круглый год
-
Собор Петра и Павла: жизнь духовная и культурная
-
В следующем году в российских отелях могут разрешить невозвратные тарифы
-
В 2025 году за неуведомление о начале работы предпринимателей накажут строже