Как актер Александр Хочинский проходил срочную службу в Выборге

Как актер Александр Хочинский проходил срочную службу в Выборге
948
" В день свадьбы"

(Продолжение. Начало в № 28)Материалы об этом периоде жизни легендарного актера удалось найти в старых газетах, хранящихся в библиотеке Алвара Аалто и Российской Национальной библиотеке. Помнят Хочинского и старожилы города, завзятые театралы того времени.

Главный режиссер Выборгского Народного театра Советской Армии Ирина Григорьева доверяет молодым актерам Александру Хочинскому и А. Антонову постановку комедии И. Штока «Чертова мельница», написанной по мотивам пьесы чехословацкого драматурга Яна Дрды «Игры с чертом».

Премьера состоялась 20 октября 1965 г. Надо было иметь большую смелость, чтобы поставить это произведение, так как многим было известно изречение первого секретаря компартии Словении А. Дубчека, признанного лидера оппозиции, будущего отца «Пражской весны». Обращаясь к студентам Пражского университета в том же 1965-м, он сказал: «Мы привыкли делить мир на черное и белое, добро и зло. Только черное зло хорошо видно, а вот яркое, ослепительное зло бывает коварнее».

В этом спектакле Хочинский был занят и как актер – сыграл роль Люцифера, черта первого разряда, остроумного, находчивого, элегантного, с высшим театральным образованием. И как же этот черт выигрывал на фоне святого отца, обязанного отвечать за судьбы людей и их нравственность, но, к сожалению, без меры увлеченного своей собственной ленью, пузом и гордыней. В пьесе шла речь о том, как отставной солдат Мартин, не знающий страха и умеющий рассмешить всех, а также всегда имеющий наготове веселую шутку, смог перехитрить шайку чертей и этим спас двух девушек.

Идея пьесы совпадает с известной русской пословицей «Не так страшен черт, как его малюют». Простой солдат побеждает благодаря своей храбрости, находчивости и огромной любви к людям. А ведь ему противостоят представители потустороннего мира, которые наделены псевдочеловеческими качествами. Борьба простых людей Мартина и Качи за свое счастье, их борьба с темными силами в образе Люциуса, Сольфернуса и пр. является главной темой спектакля.

Еще одно несомненное достоинство спектакля: режиссерам удалось донести до зрителя идею комедии, сохранить искрометный юмор и другие жанровые особенности пьесы. Актеры прекрасно справились с задачей, играли с удовольствием, много импровизировали. Зрители легко узнавали в сценических персонажах хорошо знакомых им по жизни аферистов, проходимцев разных мастей и других непорядочных людей.

Успех спектакля был просто ошеломляющим. Чтобы посмотреть эту постановку, в Выборг приезжали театралы из Ленинграда и Москвы. В дни, когда шел спектакль на сцене Выборгского Дома офицеров, лишний билетик спрашивали, начиная с Красной площади. Руководство Дома офицеров с трудом отбивалось от многочисленных звонков желающих попасть на спектакль, а горожане с полным основанием гордились, что такой замечательный спектакль поставлен Народным театром Советской Армии.

…И снова ежедневная кропотливая работа, теперь уже над новой ролью в пьесе Виктора Розова «В поисках радости». Премьера состоялась 23 февраля 1966 года, ей предшествовали пять месяцев упорного труда. Одновременно это были поиски и для самих артистов, ведь сталкивались два поколения, и, соответственно, шел вечный спор «отцов и детей». Это противостояние – вечная тема: во все времена «дети» считают, что они умнее своих родителей. А «предки» только могут сокрушаться: мы слишком любим своих детей, все им прощаем и стараемся не замечать многие их капризы. И в этом вся беда…

Александр Хочинский был занят во втором составе в роли Федора, сына Лапшина. Хотя актер лишь периодически выходил на подмостки, ему удалось раскрыть основные черты характера своего героя в полной мере. Он играл роль человека способного, но безвольного, не умеющего отстоять своё мнение и полностью находящегося под властью жены.

Вслед за премьерой, когда проходит «эйфория», обычно идут обыкновенные театральные будни. Однако в данном случае режиссер практически сразу же начинает раздумывать над будущей работой. На это раз решили вновь обратиться к Розову. Премьера спектакля по его пьесе «В день свадьбы» пришлась на 14 марта 1966 года. На первый взгляд, перед нами обычная жизнь обычных советских людей. Мы их видим и разговариваем с ними каждый день. Идея пьесы – столкновение двух сторон нашей жизни и столкновение внутренних миров людей – мира правды и любви и мира мещанства. Драма заканчивается победой правды, побеждает сама жизнь – светлая, радостная, прекрасная. Пьеса Розова относится к разряду психологических драм, она требует от исполнителей глубокого подтекста, многие сцены из спектакля не смогли бы звучать без так называемого «второго плана». И здесь Хочинский со своими товарищами оказался как нельзя кстати – спектакль состоялся.

Закончился 1966 год, и после подведения итогов главный режиссер приходит к выводу: коллектив сможет воплотить в жизнь самые смелые её решения, труппа готова преодолеть любые преграды для преодоления поставленной цели. В рамках подготовки к Всероссийскому смотру художественной самодеятельности, посвященному 50-летию Октябрьской революции, начинается работа над пьесой Михаила Светлова «Бранденбургские ворота». Сам выбор фестивального спектакля – очень и очень смелый шаг творческого коллектива. Актеры прекрасно знали, что пьеса трудна в исполнении, многие критики и театральные деятели вообще считали её несценичной. Какие-то попытки поставить её на профессиональной сцене заканчивались неудачами. Пьеса была написана в самый трудный период войны: блокирован Ленинград, советские войска ведут ожесточенные оборонительные бои на юге страны. В это время Михаил Светлов – фронтовой корреспондент находится под Ленинградом, он свидетель массового героизма людей, их веры в Победу над врагом. А солдаты верят, что наступит перелом в ожесточенной борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Понимают, что блокада будет прорвана и придет конец их «болотному» вынужденному бездействию, они начнут наступление и дойдут до Бранденбургских ворот.

О том, как готовилась премьера, Ирина Григорьева рассказывала корреспонденту Л. Серегиной. Говорила, что во время читки артисты отнеслись к пьесе с холодком, но её это не смутило. Она читала им стихи Светлова – с горячностью, убежденностью… Теплели взгляды, появлялась в этих взглядах заинтересованность, а она все читала… В этой связи стоит пояснить, что Ирина Севериновна всю блокаду провела в осажденном городе, добровольцем пошла на фронт. Служила в 53-отдельном полку 23-й Армии, была телефонисткой.

Театр Светлова, считала Ирина Григорьева, это романтический театр, требующий в то же время подчеркнуто реалистической манеры игры. Светлов весь на сильных человеческих страстях, атрибуты же бытового характера, излишнее увлечение декорациями, реквизитом может снизить пафос, погубить пьесу. Беседуя с журналистом, Ирина Севериновна с волнением говорила обо всем, чем жила она и её помощники – рядовые А.Хочинский и А.Кресновский – во время работы над спектаклем. Просила называть их не помощниками, а постановочной группой, рассказывала о спорах, которые шли в коллективе на каждой репетиции, признавалась, что почерк молодого режиссера, рядового Александра Хочинского не всегда был внутренне близок ей, но она поверила Хочинскому, дала ему шанс, и его режиссерский талант раскрылся в полной мере.

И вот наступает долгожданный момент – спектакль «Бранденбургские ворота» увидели жители города. Премьера состоялась 26 января 1967 года. А. Хочинский выступил как режиссер-постановщик и исполнитель одной из главных ролей.

Первым успехом стала победа на зональном смотре народных театров (Ленинград), где только выборгский Народный театр Советской Армии получил право выступать в Москве – предстояла поездка в столицу на завершающий этап российского смотра. С этого момента к делу подключили главного режиссера Театра драмы и комедии на Литейном, заслуженного деятеля искусств РСФСР, талантливейшего театрального режиссера-педагога Григория Гуреча, который довел постановку до высочайшего уровня. Ситуация сродни известной фразе: «Талантливейший гравер доводит алмаз до состояния бриллианта».

Вот как описывают свои впечатления актеры В. Степанов, В. Ерофеев в статье «Становление в пути»: «Наконец Москва! Снова репетиции, новое творческое решение спектакля в условиях большой сцены с её огромными возможностями (играли на сцене Центрального театра Советской Армии– (прим.авт.).

На Новодевичьем кладбище наши артисты положили на могилу Михаила Светлова букет роз в знак благодарности и преклонения.

...Идет спектакль. Все актеры играют с большим воодушевлением и подъемом. Они живут на сцене. После первого акта за кулисы прямо-таки врывается Борис Чирков: «Как хорошо, как это мило!» – говорит он. Сцена партийного собрания идет под бурные аплодисменты всего зала. Комиссию и очень требовательного столичного зрителя пленила подлинно светловская романтика и поэтичность постановки «Бранденбургских ворот».

И заслуженная награда: коллектив выборгского театра Советской Армии получил звание лауреата Всероссийского смотра. Диплом за режиссуру и лучшее исполнение мужской роли получил также Александр Юрьевич Хочинский. Но впереди следующий этап – подготовка к съемке на Ленинградском телевидении. 17 августа 1967 года «Бранденбургские ворота» были показаны телезрителям. Это большой, серьезный успех самодеятельного коллектива – не каждому профессиональному театру представляется честь выступить перед многомиллионной аудиторией.

После этой постановки А. Хочинский уже практически не выходил на сцену Дома офицеров, сосредоточившись на выступлениях в составе агитколлектива в различных гарнизонах Ленинградской области. В 1967 г. А. Сазонова в журнале «Культурно-просветительская работа в войсках» писала: «Яркую, содержательную концертную программу, отличающуюся хорошей творческой выдумкой, коллектив театра показал воинам на вечере, посвященном юбилею части. (129 гвардейской мотострелковый полк – прим. авт.). Артисты – любители подробно ознакомились с боевым путем части, побывали в музее боевой славы. На материале истории части режиссером И. Григорьевой был создан литературно-музыкальный монтаж, в котором говорилось о таких прославленных воинах части, как Герой Советского Союза К.К.Шестаков. На вечере исполнялись стихи и песни поэтов-любителей о подвигах героев-однополчан, звучала поэма Р. Рождественского «Реквием», подготовленные рядовым А.Хочинским, В Краско, С.Вагиновым, Б.Певцовым. Это было яркое театрализованное представление в сопровождении рядовых А.Кудряшова, В.Воронецкого, П.Колк. Большое впечатление на зрителей произвели инсценировки песен «Землянка», «В лесу прифронтовом».

Театр вместе с агитколлективом Дома офицеров нередко выезжал в дальние гарнизоны. Воинам показывались фрагменты из «Оптимистической трагедии» В. Вишневского, спектаклей «Живые и мертвые», «Объяснение в ненависти», «В поисках радости». Собственно на этом творческая жизнь Александра Хочинского на выборгской сцене закончилась. В ноябре он был уволен в запас в связи с окончанием срока действительной службы.

Но не успев еще привыкнуть к гражданской жизни, в конце того же ноября Хочинский снимается в фильме Глеба Панфилова «В огне брода нет». В том же году последовала вторая роль, на этот раз в ленте «Особое мнение». Так он стремительно ворвался в мир театра и кино. Хочинский тогда много снимался (более 40 ролей), практически был занят во всех спектаклях ТЮЗа (свыше 60 ролей). Вместе со своим другом Виктором Федоровым, они выступают как дуэт авторской песни. На спектакли, где играл А.Хочинский, и на их совместные концерты, билеты достать было практически невозможно, все ходили «на Хочинского». Но свою службу в рядах ВС Александр Юрьевич никогда не забывал, а бывая в Выборге, останавливался на Садовой, у Ирины Севериновны, и вечерами за чаем они вспоминали этот период в их творческой биографии. В одном из интервью, данном «Выборгскому коммунисту» в 1981 году, он говорил: «Мне приятно в вашем городе и рад встретиться с вами, мои друзья. Со многими работниками и участниками Народного театра Дома офицеров я вместе работал. А поэтому хотел бы, чтоб наша встреча проходила как беседа старых друзей». Отвечая на вопросы корреспондента, актер напомнил, что после окончания театрального училища его призвали в армию, служил он в нашем городе, в это время он принимал активное участие в работе Народного театра. Об этом красноречиво рассказала и выставка, посвященная его театральной деятельности в Выборгском Доме офицеров, организованная коллективом местного Народного театра.

А потом были престижные премии и награды, звания заслуженного артиста России и Народного артиста России… Если вам вдруг захочется услышать его незабываемый, удивительный по тембру голос, посмотрите фильм «Бумбараш», там Хочинский играет Левку Демченко и поет «Журавль по небу летит». Ну и назовем еще картину «Эскадрон гусар летучих», где Хочинский не играет, зато поет устами поэта и партизана Дениса Давыдова. Но мы-то, конечно, всегда будем помнить, что начинал он в Выборге, в нашем театре. Народном.

И последнее. Эта публикация подготовлена с использованием записок Степана Модестова. Уважаемые читатели! Если вы можете помочь в сборе материалов по истории театральной жизни Выборга, отзовитесь, пожалуйста! Необходима любая информация (документы, фотографии, грамоты, билеты, программки, афиши, где отображена театральная жизнь города). В 60 – 80 годы прошлого века в нашем городе было три народных театра, три юношеских драматических коллектива, три кукольных театра, театр миниатюр и более 20 театральных кружков в школах, училищах, библиотеках. Историю театральной жизни нашего города необходимо восстановить, не дадим ей безвозвратно кануть в прошлое. Исторические материалы просим приносить в газетно-журнальный отдел Центральной городской библиотеки Алвара Аалто для М.Мусина с указанием контактов.

Мирхат МУСИН

Читайте также