ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СЕРГЕЯ РЕННИ

ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СЕРГЕЯ РЕННИ
2040
ИЗ КОЛЛЕКЦИИ СЕРГЕЯ РЕННИ
История в открытках, фотографиях и почтовых конвертах

В “советском” детстве собирательство и коллекционирование было делом обычным; практически все - мальчики преимущественно, собирали марки; девочки увлекались фотографиями советских киноартистов.

С завидной регулярностью ходить в фотоателье – тоже было делом привычным; причесавшись и нарядившись, отправлялись или всей семьей, или соученики-сокурсники, или просто сделать собственный портрет “на память”.

Так как все были равны и получали практически одинаковую зарплату, то и уровень ателье был универсальным: тут тебе и фотосъемка на документы, и семейно-коллективно- художественные на фоне ярких драпировок. Пополнение семейного альбома входило в перечень обязательных ценностей, ведь альбомы как летопись семьи доставались из комодов и выставлялись на всеобщее обозрение при приеме гостей. Коллекционирование марок и открыток отпрысками тоже приветствовалось, - дело хорошее, приучает к хозяйственности и аккуратности. Детские кляссеры с марками, спичечными этикетками, альбомы с открытками зачастую оставались как память о счастливом детстве...

Дореволюционный хлам безжалостно выбрасывался, ведь в новой жизни “с чистого листа” он был совсем не нужен, редкая семья хранила документальные воспоминания о далеких предках, особенно, если те не были пролетарско-крестьянского происхождения.

Обычно толчок к серьезному коллекционированию дает пример человека, который, не таясь, покажет и расскажет, и если так удачно совпадет, то и заинтересует своим увлечением. Мы, правда, на всегда распознаем, что вот оно - судьба дала тебе учителя-наставника, соратника и друга, который порой совершенно случайно сделает твою жизнь насыщенной и творческой.


ОБЛАСТЬ ИНТЕРЕСОВ

Петербуржец Сергей Ренни причисляет себя к лагерю краеведов и собирателей. Область интересов - Сестрорецк с окрестностями, Вы-боргский и Приозерский районы Ленинградской области. В его коллекции представлены фотографии, паспарту с печатями фотографов, почтовые отправления разных лет, конверты фирм и частных предпринимателей, картографический материал, рекламная продукция, вырезки из старых газет и журналов, краеведческая и филокартическая литература, значки, спичечные этикетки. Но основную часть собрания составляют иллюстрированные открытки. Самые ранние датированы концом 19 века. Особое значение Сергей Рении придает изучению оборотной стороны открытки – адресам, именам корреспондентов и адресатов, маркам, календарным штемпелям, отметкам почтовых чиновников, цензурным штампам и прочим атрибутам почтовой переписки.

Со школьных лет он искал любые сведения о “той войне незнаменитой”, с которой не вернулся его дед – младший командир РККА. Поиски привели его в начале 1990-х годов в историко-краеведческое объединение “Карелия”. Именно там он нашел ответы на многие интересующие его вопросы по истории Карельского перешейка и, в частности, Выборга. В те же годы ему посчастливилось познакомиться с известным коллекционером Н.П. Шмитт-Фогилевичем и осмот-реть его уникальную коллекцию открыток. Эта встреча во многом определила дальнейший вектор жизненного увлечения. “История Карельского перешейка на открытке”, - именно так можно назвать тему коллекции Сергея Ренни, - это хобби не стало для него первым, до этого он много лет увлекался марками, коллекционируя “филателистическую географию”.


СТАРЫЕ ОТКРЫТКИ

- В школьные годы почти все каникулы я проводил у бабушки в Сестрорецке. Конечно, все дни мы купались и ловили рыбу на озере. Гуляя по побережью, осматривали ДОТы, заплывшие окопы с колючей проволокой. Старые сооружения и прочие “артефакты” тогда, к сожалению, не представляли для нас ни малейшего интереса… Лишь впоследствии, увидев Карельский перешеек на старых открытках, разнообразие той жизни во всех её проявлениях - и местного населения, и дачников, я был поражен тем, как много мы потеряли и продолжаем терять… Утраты объектов дачной архитектуры представляются, увы, невосполнимыми. Новые собственники земельных участков, за редким исключением, не собираются восстанавливать памятники “се-верного модерна”, даже вполне пригодные для дальнейшей жизни.

Наиболее полно в моей коллекции представлены Сестрорецк и Зеленогорск с окрестностями. Любой новый адрес на открытке, новый ракурс местности - для меня чрезвычайно важны. Особо интересен поиск открыток с видами малых населенных пунктов Карельского перешейка, от многих из которых сейчас не осталось и следа.



ВЫБОРГ - СЕРЬЁЗНАЯ ТЕМА

- Выборг - настолько серьезная и огромная по объему материала тема, что заниматься этим уникальным городом с точки зрения филокартии нужно совершенно отдельно. Впрочем, открытки с видами Выборга и его окрестностей постоянно пополняют мою коллекцию. Не безразличен я и к продукции выборгских фотоателье, которых в досоветский период в городе было достаточно много. Разве могут оставить равнодушным украшенные вензелями и изображениями полученных на выставках наград паспарту фотографов М. Зейферта, Ф. Диля, Я. Индурского (мало кто помнит сейчас об этих мастерах светописи). Золотая вязь теснения (до 1917 года) и более скромное оформление (1920-х годов) фотографий Андерсена, Стромера, Торвальда Нюблина.. Объем коллекции растет, и на данный момент, к сожалению, должным образом оформлена и систематизирована лишь малая её часть. Есть особые пристрастия - являюсь приверженцем пообъектного расположения экспонатов коллекции в хронологическом порядке.

Продолжая рассказ, Сергей Ренни показывает прейскурант 1907 года известного в Выборге торгового дома Эмиля Буттенгофа, в котором представлен широчайший ассортимент иностранных вин, шампанского и крепких напитков. На следующей странице альбома - необычной формы аптекарский рецепт розового цвета (на фото) с изображением Круглой башни. Рецепт, отпечатанный на машинке, выписан 14 сентября 1937 года. На рецепте указан владелец “Аптеки на Торговой площади” - Х. Яаатинен и номер телефона - № 3. Фотографий с видами Выборга печаталось очень много; они использовалось при издании иллюстрированных почтовых открыток в фототипографских заведениях са-мого Выборга, Стокгольма, Гамбурга, Санкт-Петербурга, Ревеля и других городов. Открытка была тогда самым доступным средством общения людей разных сословий.

Почта же в те времена (начало XX века) работала настолько четко и слаженно, что местное утреннее письмо с приглашением к ужину считалось делом обыденным и верным. Отправленная же вечером из Выборга открытка к утру-обеду следующего дня находила своего адресата в любой точке губернии, уж не говоря о Хельсинки и Санкт-Петербурге. При редком тогда телефоне почта была действительно мобильной.


ВЫБОРГСКАЯ ТЕМАТИКА

Сергей Ренни рассказывает, что по выборгской тематике доминировали, и сейчас чаще всего встречаются, открытки-фототипии разных лет с видами замка, Часовой башни, Круглой башни и других знаковых архитектурных сооружений старого Выборга. Очень редки цветные открытки в стиле Gruss - литографические коллажи рубежа XIX-XX веков с выборгскими достопримечательностями. Нечасты варианты открыток в стиле “лунный свет”, имитирующие ночные виды Выборга и открытки-панорамы. Особенно интересны любительские фотооткрытки и фотографии, дошедшие до наших дней, чаще всего, в единственных экземплярах.

- Вот, например, художественно оформленное фото, запечатлевшее солнечное затмение 17 августа 1905 года в Хортана (дачная местность недалеко от Выборга), Еще одно фото – члены общества телесного воспитания “Богатырь” перед зданием старого железнодорожного вокзала в Выборге, в ходе “масляничной поездки на Иматру” - фотография датируется концом 1900-х годов.

Рассказ коллекционера о своих находках, - как ремонт, - нельзя закончить, а можно только прекратить, ведь каждая открытка - уникальный документ истории, пережившая войны, смену государств да и самих людей, на ней изображенных. Стильная и продуманная архитектура с оригинальным декором, устои неторопливой жизни, служение Отечеству и кодекс воинской чести русского офицера, крепкие крестьянские хозяйства и зарождение промышленности, вина всех марок со всего света, пиво, сваренное неспешно по всем правилам, купеческое “слово” и непременная благотворительность, - всё это угадывается при взгляде на старые открытки и фотографии.


P.S. Сергей Ренни де-лится своей коллекцией, пополняя фотогалерею сайта terioki.spb.ru, где размещают краеведческие материалы такие же, как он, увлеченные люди, с намерением сохранить документальные свидетельства ушедшей эпохи. А еще его открытками иллюстрированы издания краеведа Е.А. Балашова “Карель-ский перешеек, земля неизведанная” и книги издателя Л.И. Амирханова, рассказывающие о страницах истории Сестрорецка и Карельского перешейка.

Читайте также