ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ

ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ
1398
ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ

Часть 3. Полезный балласт

Кроме заводов Хави, в исторической литературе встречаются косвенные упоминания и о других небольших кирпичных производствах 18 века, хотя точных сведений о них, к сожалению, пока нет. Работали на всех этих производствах, вероятно, не покладая рук, но кирпича все равно не хватало. Поэтому был в течении всего 18 столетия (да и двух последующих за ним столетий) еще один путь удовлетворения спроса на столь востребованный строительный материал – это импорт. 

(Начало в №№ 60, 65)

Интересно то, что парусные корабли везли кирпич в качестве балласта. Это было вдвойне и даже втройне выгодно судовладельцам. Капитаны кораблей шли тогда в Выборг в основном за смолой и лесоматериалами. Сюда же по большей части доставляли соль, табак, а порой приходилось идти порожняком. Но незагруженный парусник имеет плохую остойчивость, и на нем вообще опасно выходить в море. Поэтому, чтобы утяжелить нижнюю часть судна, грузили балласт.  Дабы рейс не пропал даром, в качестве балласта брали то, что можно было выгодно продать в порту назначения, и чаще всего это был именно кирпич. Кроме того, следует учесть, что балласт не облагался обычной пошлиной. О кораблях с таким грузом можно найти упоминания в статье Ж. В. Андриановой «Торговля в Выборге в 18 веке»: «Главным образом Выборг торговал с Амстердамом. Из Амстердама в Выборг прибыло в 1717 г. – один корабль с балластом, в 1725 г. – 15, 1730 г. – 80, 1740 г. приблизительно 20». «Выборг торговал и с Англией. В 1717 г. из Англии прибыло 6 кораблей: 3 с солью, 2 с балластом, 1 с табаком». Конечно, в качестве балласта мог использоваться и другой товар, особенно при перевозках между относительно недалеко расположенными портами (это мог быть, допустим, камень-известняк из Ревеля, для производства извести), но больше всего подходил именно кирпич. Он был всегда востребован, имел хорошую цену и, обладая при небольших габаритах солидным весом, удобно заполнял пространства трюма, не катаясь по нему в шторм. 

Валентин Пикуль в одном из романов описывает, как уже в 20 веке во время Великой Отечественной войны приспосабливали прибрежные эсминцы для плавания на океанской волне: «Для большей остойчивости днища «семерок» были обложены слоем обыкновенных печных кирпичей, и эти кирпичи выводили наши эсминцы из гибельных критических кренов…». Даже в США, до того, как там в самом начале 17 века были построены свои первые кирпичные заводы, кирпич попадал из Англии и Голландии именно в качестве балласта, пересекая при этом огромные пространства грозной Атлантики. Но и рейсы через Балтику, особенно осенью, в пору, когда, бывает, гибнут даже современные теплоходы, были для небольших парусников прошлого отнюдь не легкой прогулкой. О находке на дне Выборгского залива пишет автор с сайта clubcrocodile.ru: «В 1995 году в ходе работ по поиску шведских кораблей, погибших в Выборгском сражении, в районе, где осуществлялся прорыв флота Ортлогов, был обнаружен деревянный корпус небольшого корабля.  Предварительное обследование показало, что это грузовое судно более позднего времени, не имеющее отношения к сражению, после чего работы на нем были прекращены. В 2003 году в рамках составления реестра находок по проекту «Тайны затонувших кораблей» судно было повторно обследовано и обмеряно. Деревянный корпус общей длиной 28 м и максимальной шириной 8 м стоит на ровном киле на глубине 20 м носом по курсу 130 градусов. Корпус примерно на 2,2 – 2,5 м замыт в плотный песчано-галечный грунт, над поверхностью которого на 2 м возвышаются снаружи оба борта. (…) Палубный настил в центре корпуса рухнул вниз и лежит в трюме, который заполнен кирпичом размером 225х105х63 мм с маркировкой D.Ch.F (…) В указанном районе 1 ноября 1853 года в шторм погиб голландский кофф «Хенрика-Катарина». Кирпич, который более ста шестидесяти лет назад не довезла до пункта назначения «Хенрика-Катарина», был загружен ею на принадлежащем Дании острове Борнхольм в Балтийском море, где с давних времен имелось развитое производство огнеупорного кирпича. Аббревиатура D.Ch.F.  означает Danks Chamottesten Fabrik – Датская шамотная фабрика. Продукция этой фабрики была когда-то очень популярна в Выборге. Еще и сейчас на какой-нибудь городской окраине, там, где доживают свой век остатки старых фундаментов, можно заметить в траве под ногами кусочек, а то и целый кирпич с клеймом D.Ch.F. – точную копию тех, что лежат до сих пор в трюме голландского корабля, поглощенного пучиной моря.           

Александр ЛИТВИНЕНКО  

Читайте также