ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО

ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО
3921
ИСТОРИЯ ВЫБОРГА, СЛОЖЕННАЯ ПО КИРПИЧИКУ. ЧАСТЬ 6. ТАММИСУО

«ТАММISUO»: трудно, пожалуй, встретить выборжца, которому хоть раз в жизни случайно не попадался бы на глаза кирпич с такой надписью. О том, что в поселке с этим названием существовал когда-то кирпичный завод, тоже знают многие. Но рассказать немного об истории этого завода все же следует.

(Начало в №№ 60, 65, 68, 71, 74)

Известно, что усадьбу Саарела, в состав земель которой входила и местность Таммисуо (в переводе с финского – «Дубовое болото»), в 1794 году Екатерина Вторая подарила будущему генерал-губернатору Финляндии графу Штенгелю. К тому времени там располагалось более двух десятков хозяйств местных крестьян-арендаторов. В 1890 году земли семейства Штенгель продаются с аукциона, и их выкупает русский купец Е. Терихов. Но настоящая история поселка Таммисуо как одного из известных промышленных районов Выборга начинается с приобретением этих земель в 1898 году коммерции советником Халленбергом. 

Иохан Халленберг родился в 1860 году здесь же в имении Саарела, в семье кузнеца. Правда, злые языки поговаривали, что настоящим его отцом был сам хозяин имения. Так это или не так, но сын кузнеца в 1886 году оканчивает коммерческий колледж в Турку, а в 1888 году удачно женится на Анне Рикконен, получив в качестве приданного дом и земельный участок в южном пригороде Выборга Келккала. На этом участке Иохан совместно с братом жены уже через год после свадьбы строит небольшой кирпичный завод, который выпускал продукцию начиная с 1892 и вплоть до 1911 года. Управление этим заводиком дало хороший опыт, и когда Халленберг приобрел во владение имение Саарела, он сразу заложил кирпичный завод в районе Таммисуо, недалеко от недавно проложенной магистрали Карельской железной дороги. Именно близость к транспортной магистрали во многом и предопределила дальнейшее развитие района. Те, кто бывал прежде в поселке Таммисуо, конечно, помнят старое кирпичное здание автобазы. Это здание было восстановлено после войны на месте кирпичного завода из остатков его стен. Правда, о былом производстве  уже тогда напоминало только основание бывшей заводской трубы (возле него на автобазе был сварочный цех). Когда-то именно здесь находился так называемый Новый завод, построенный в 1909-1910 годах. А первый же завод Халленберга в Таммисуо располагался по другую сторону за железнодорожным полотном. 

В «Списке кирпичных фабрик Финляндии» годы работы описываемых заводов обозначены как 1900 – 1938, а годом основания указан 1891 год. Здесь присутствует интрига, заключенная в том, что Халленберг в принципе не мог в этот год основать завод, поскольку стал владельцем Таммисуо только в 1898 году, а о Терихове как о владельце подобного предприятия никаких сведений нет. Но кто бы из этих купцов ни был основателем завода, они были далеко не первыми людьми, обратившими внимание на замечательные свойства местной глины. В Национальном музее Финляндии хранится большая коллекция древней керамики, найденной недалеко от станции Таммисуо при строительстве Карельской железной дороги. Датируется эта керамика 2 -3 тысячелетием до нашей эры. В те давние времена местность, где в начале 20 века стояли производственные корпуса и вокруг которых зеленели просторные поля, являлась дном моря. Чуть северо-восточнее, начиная от современного кладбища за Кангасом, тянулись вдоль кромки прибоя песчаные дюны. Эти дюны, на месте которых сейчас остались только выработанные карьеры, простирались на юго-восток до поселка Гаврилово. Неолитическое поселение, просуществовавшее около тысячи лет, располагалось на склоне одной из таких дюн, в районе каменотесного цеха, за закрытым нынче переездом. Люди этого поселения брали глину для изготовления своей посуды почти там же, где и рабочие Халленберга, только на 50 веков раньше! 

Но вернемся к 20 веку. На «Новом» заводе было установлено современное по тем временам оборудование, а главное, он был оснащен кольцевой гофманской печью непрерывного горения. Такая печь работает в режиме последовательного горения круглые сутки в течение всего года и более. В ней имеется ряд камер с дверями для загрузки-разгрузки кирпичей. Эти камеры соединены поддувалами. Кирпич-сырец сначала нагревается при более низкой температуре, затем температура в камере увеличивается для обжига, а после обжига кирпича горячий воздух отводится в другую камеру. Топливо  загружается через шуровочные отверстия в крыше. Кирпичный завод в Таммисуо выпускал 6-7 млн. кирпичей в год и являлся одним из крупнейших в своей отрасли среди предприятий восточной Финляндии. Недаром его представители фигурируют в списке девяти предприятий, приглашенных на первое заседание Ассоциации финской кирпичной промышленности, которое состоялось в 1929 году в Хельсинки. Кроме кирпичного производства, работой жителей поселка обеспечивало тоже заложенное Халленбергом большое лесоперерабатывающее предприятие. Были в довоенное время в Таммисуо еще и цементный, газовый и гранитный цеха. Заводская узкоколейка соединяла кирпичный завод с песчаным и глиняными карьерами. А одна ее ветка выходила на берег залива в районе мыса Хуусниеми, где у фирмы был собственный причал для отгрузки своей продукции на водный транспорт. В июне 1944 года в районе Таммисуо велись ожесточенные бои, практически не оставившие там целых зданий. Ненадолго кирпичный завод возобновлял работу в 1942-1944 годах. 

Последней ниточкой, связывающей с прошлым, тянутся сейчас вдоль бывшей узкоколейки затопленные водой глиняные карьеры. В погожую пору в них отражаются весело раскрашенные садовые домики. Из старых зданий неповрежденным осталось только одно  –  бывшая заводская сауна. Это двухэтажный дом из красного кирпича, после войны переделанный под жилое помещение. Он стоит прямо напротив автобусной остановки, и порой кажется, будто он до сих пор, то ли встречает, то ли провожает кого-то. 

Таммисуо. Бывшее здание  заводской сауны 

 

Александр ЛИТВИНЕНКО   

Читайте также