ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ В ДОКУМЕНТАХ

ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ В ДОКУМЕНТАХ
506
ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ В ДОКУМЕНТАХ

В читальном зале ЛОГАВ  открылась выставка, посвящённая истории областной прокуратуры. Работа над её созданием длилась более месяца, а увидеть уникальные документы, фотографии, газетные публикации по теме и вещественные доказательства можно будет до конца января следующего года.

Как рассказывает ведущий архивист Елена МАСЯЖ,  сотрудники подобрали материалы о прокурорах, чьи автографы фигурируют на наиболее значимых документах. Судьбы их сложились весьма непросто: в частности, Антон Розенберг, назначенный на пост прокурора Петроградской губернии в 1922 году, впоследствии преследовался властями (возможно, потому, что много знал), был вынужден перебраться в Подмосковье, где возглавил Павлопосадскую мануфактуру, последнее упоминание о нём в документах встречается в конце 20-х годов прошлого столетия.

- У нас хранится немало документов, рассказывающих о деятельности прокуратуры Ленинградской области, начиная с послереволюционного времени и заканчивая 80-ми годами прошлого века, - поясняет начальник отдела использования и публикации документов ЛОГАВ Елена САВИНА.– На выставке представлены редкие документы с автографами  прокуроров Ленинградской области, а также  переписка, уголовные дела, находившиеся на контроле прокуратуры. 

За этими скупыми строчками – приметы эпохи.По таким документам, как расписание фельдъегерской службы, перечень паролей для получения телефонных справок, можно представить, каким было отношение к борьбе с преступностью в послереволюционные годы. Однако, служащие прокуратуры, судя по документам, были людьми малообразованными; основным критерием для приёма на ту или иную должность служила преданность идеям партии и делу революции.

- Здесь есть документы по подавлению Кронштадтского мятежа 1921 года. Большая часть его  участников была  расстреляна; в представленном на выставке документе содержатся сведения по количеству высланных по решению прокуратуры граждан (из маленького  Кронштадта было выслано 3200 человек, в их числе родственники или даже просто  знакомые мятежников, - рассказывает Елена Савина.

В фонде хранения предметов нашлись так называемые вещдоки. В их числе воровская отмычка, фальшивые деньги. На одной из купюр - следы белого порошка: в 30-е годы в Петрограде процветала наркомания, и прокурорские работники занимались поимкой банд, занимающихся в том числе и этой преступной деятельностью. Некоторые фотодокументы экспонируются впервые. Есть документы и за подписью знаменитого юриста, публициста и писателя, автора знаменитых «Записок следователя» Льва Шейнина.

Не все знают, что в годы войны существовал приказ: последними с захваченной врагом территории отступают прокурорские работники, которые обязаны были строго следить за тем, чтобы ни один советский документ не попал в руки противнику. А вот еще малоизвестный факт: после войны в прокуратуре были образованы так называемые детские столы, которые занимались делами осиротевших малышей.

- Книги, иллюстрирующие историю прокуратуры, нам любезно предоставили сотрудники библиотеки Аалто. Единственный эк-земпляр Уголовного кодекса, изданного в 1940-м году, - наш,  - говорит Елена Масяж.

Устроители выставки отмечают, что её материалы могут быть интересны не только прокурорским работникам или будущим муниципальным и госслужащим (сегодняшним студентам Выборгского филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте), но и школьникам.

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также