История двух братьев Потеговых

История двух братьев Потеговых
1223
История двух братьев Потеговых

Один прошёл войну и вернулся, второй – пропал без вести. Владимир Потегов 30 лет отдал военно-космическим войскам, многие годы преподавал в Академии имени Можайского.

Выйдя в отставку, перебрался в Выборг к родителям. Сегодня он вспоминает об отце:

– У моего отца, Ивана, 1923 года рождения, было два брата – его погодок Анатолий и Валентин, моложе на 4 года. Двое старших принимали участие в Великой Отечественной войне. Отец считал, что ему очень повезло: практически все его ровесники 1923-24 годов рождения погибли.

Пулемётчики долго не живут?..

На фронт Иван Потегов попал в мае 1942-го, практически перед Сталинградской битвой, которая продолжалась с августа 42-го по февраль 43-го. В феврале он уже командир расчёта станкового пулемёта в 787-м стрелковом полку 3-й Ударной армии на Западном фронте. Считалось, что пулемётчики долго не живут: в августе Ивана подстрелил снайпер. После госпиталя – Прибалтийский фронт. Провоевал ещё четыре месяца – снова боевое ранение.

– Как отец рассказывал, это было в районе Невеля. От их роты после недельных боёв осталось пять или шесть человек. И чтобы оборонять занятую высоту, собрали все оставшиеся силы – писарей, поваров, ездовых…
Когда я был маленьким, спрашивал отца: сколько немцев ты убил? Он отмалчивался. Потом, повзрослев, я понял: когда идёт бой, не до того…

Зато рассказывал, как они ночевали в лесу зимой: расстилали на снегу хвою, весь взвод укладывался на один бок, их укрывали брезентом. Потом по команде все переворачивались на другой бок.

Всё это время Ивана Потегова не оставляла мечта стать офицером. А в 1944-м, когда он после второго ранения лечился в госпитале, ему предложили поучиться. И весной Иван стал курсантом Одесского артилле- ристского училища. Получив лейтенантские погоны уже по окончании войны, был направлен для прохождения службы в Германию.

Несколько курьёзов «германского» периода

– Жителям Германии после войны запрещалось иметь любое оружие, и дичи там расплодилось большое количество. Местные крестьяне обратились за помощью к нашим военным, чтобы те постреляли докучавших кабанов. Отрядили целый взвод, в том числе и отца. Как потом оказалось, многие солдаты кабанов до того в глаза не видели, и когда был устроен загон, один из них вдруг как закричит: «Товарищ лейтенант, смотрите – ишак бежит!». Принял тонконогого высокого в холке кабана за ишака и стрелять не стал.

Ещё отец вспоминал один случай: собралось как-то вместе немалое количество генералов – им должны были продемонстрировать боевую мощь наших орудий в разрушении долговременных огневых точек. Генералы расположились на бетонном наблюдательном пункте. «Выступать» должен был отец и его расчёт, считавшийся лучшим. Но в результате технической ошибки отец произвёл выстрел прямо по этому бункеру… К счастью, не попал, но генералов напугал сильно…

Дело в том, что гаубица заряжается в горизонтальном положении, потом переводится практически в вертикальное, ставится на защёлку, после этого производится выстрел. Но получилось так, что, когда зарядили пушку (один только снаряд весит под 100 килограммов плюс пакет с порохом), ствол пошёл вверх, но не зафиксировался на защёлку, а упал под тяжестью заряда вниз, и гаубица произвела выстрел в направлении наблюдательного пункта… Батю потом три месяца таскали в особый отдел, пытаясь найти в случившемся умысел. В итоге он представил следователям доказательства своей непричастности, но получил пять суток гауптвахты.

…Не вернулся из-под Курска

Анатолию Потегову повезло меньше… Он попал на фронт в 1943-м, и сразу – на Курскую дугу. Воевал в артиллерии.

– В последний раз сослуживцы видели его едущим на лафете орудия в сторону передовой. Дело было на южном крыле Курской дуги. Как известно, там шли самые ожесточённые бои – немцы прорвали три линии нашей обороны, затем началось грандиозное танковое сражение.

Под Курском Анатолий Потегов пропал без вести. Много лет семья безуспешно искала его след. И до сих пор самый большой электронный банк данных о погибших в годы Великой Отечественной солдатах – ОБД Мемориал – выдаёт только один документ, датированный 1948-м годом. Это список безвозвратных потерь по Нижне-Ингашскому райвоенкомату Красноярского края, откуда новобранец Анатолий Потегов был мобилизован. Иными словами, были просто переписаны все, кто не вернулся…

– Грешным делом мы думали: может, он в плен попал? Когда стали открываться границы, появилась информация о лагерях военнопленных, надеялись, что всплывут какие-то данные. Но потом мне пришло в голову: в таких ожесточённых боях, которые были на Курской дуге, наверное, пленных не брали – ни с той, ни с другой стороны… Во всяком случае 18-летний парнишка, попавший в самое пекло войны, пропал бесследно.

Владимир Иванович Потегов бережно хранит награды отца, все его документы, справки о ранении, военный билет, удостоверения к медалям, фотографии. Хранит он и память об Анатолии, которого знает только по воспоминаниям отца.

Война напоминает о себе

Живя в Выборге и занимаясь пчеловодством и огородничеством неподалёку, в Улыбино, Владимир Потегов периодически встречает военные артефакты и вспоминает об удивительной отцовской находке:

– Батя был охотником. Году в 62-м в районе Кондратьево он нашёл настоящий водочный склад из запасов армии неприятеля. Рассказывал, что увидел под елью несколько ящиков, покрытых брезентом и толстым слоем опавшей хвои. Он как опытный военный сначала осторожно зацепил и стащил брезент, затем – ящики; на случай, если склад был бы заминирован, он крюком, прячась за дерево, растащил их. В самом низу оказались два ящика шнапса и один – финской водки. Многие бутылки, конечно, сильно пострадали, но были и целые (где-то на даче даже осталась на память историческая тара с бугельной пробкой). Свой трофей он обменял у совхозных рыбаков на рыбу. Вспоминал, что те потом хвалили доставшийся им алкоголь.

У нас на даче лежат две солдатских каски; я пытался с увеличительным стеклом разг- лядеть какие-то надписи, которые бойцы делали на личных вещах – касках, ложках, котелках. Но – ничего, только следы от пули или осколка. Хорошо помню место, где их нашёл. Готов показать поисковикам, может, солдаты до сих пор лежат там…

Как-то в детстве в Улыбино я копал червей на рыбалку, а выкопал целых три кастрюли автоматных и пулемётных патронов – чистенькие, ни ржавчинки. Мы с пацанами, конечно, развлекались, бросая их в костёр. Слава богу, целы…

На празднование Дня Победы в Выборге Владимир Потегов раньше всегда ходил вместе с отцом. А теперь, когда того не стало, не ходит – смотрит кадры домашней видеохроники: боится воспоминаний…

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также