ИСЧЕЗАЮЩАЯ КРАСОТА СЕВЕРНОГО МОДЕРНА

ИСЧЕЗАЮЩАЯ КРАСОТА СЕВЕРНОГО МОДЕРНА
823
ИСЧЕЗАЮЩАЯ КРАСОТА СЕВЕРНОГО МОДЕРНА

Выставка «Исчезающая красота. Внутренние интерьеры исторических зданий Выборга» работает в библиотеке на Пионерской, 4. В дополнение к развешенным на стенах стендам ее открытие сопровождалось демонстрацией фотографий на огромном мультимедийном экране, которым оснащена библиотека после ремонта. Представили выставку директор библиотеки Ирина СЕМЕНОВА и куратор выставки из Петербурга Анастасия ПРОНИНА. Сам автор фотографий Роман ВЕЗЕНИН приехать на презентацию не смог: срочная работа в Русском музее.

– Эта выставка – плод нашей работы с санкт-петербургским фотографом, историком искусства и сотрудником Русского музея Романом Везениным. Изначально возникла идея, посвященная одному дому, а именно Пионерской, 4, – рассказывает Анастасия Пронина. – Однако благодаря стараниям всех, кто участвовал в возрождении замечательных интерьеров, в которых мы сейчас находимся, это здание уже, к счастью, не может соответствовать заявленной концепции выставки – исчезающая красота. Поэтому в процессе обсуждения концепция трансформировалась, и в итоге на выставке вы можете видеть внутренние интерьеры нескольких выборгских домов, которые можно однозначно причислить к эпохе архитектуры северного модерна, и которых еще не коснулась рука реставраторов. 

Из всего, что было отснято Романом, мы выбрали всего девять фотографий. Мы могли бы пойти по простому пути – просто отснять  интерьеры дома Хакмана, к которому сейчас приковано достаточно много внимания. Но мы взяли совершенно разные адреса, где ситуация с внутренними интерьерами ничуть не лучше. Эти здания просто «кричат» о том, что нужно что-то делать. 

На фотографиях видно, что некоторые интерьеры спасти будет уже достаточно проблематично. Например, сами жители добавляют необходимые, как им кажется детали: подкрашивают, подмазывают, штукатурят. И их можно понять – они хотят жить в аккуратном, чистом внутреннем пространстве дома. Не стоит забывать, что все это – жилые дома, и их обитатели должны иметь в своих подъездах, например, современные почтовые ящики, от этого никуда не уйти.

Все фотографии никак не обрабатывались, ничего не приглажено, не добавлено лоска. Это «голая правда», и оттого я называю этот цикл грустным. 

Если ничего не изменится, то мы, скорее всего, последнее поколение, которое может своими глазами наблюдать лепной декор, подлинные дверные ручки, перила лестниц и облицовочные панели, которыми архитектор изначально украсил свое творение.

Справедливости ради надо сказать, что ситуация в Петербурге ничуть не лучше. Есть огромное количество групп, которые изучают петербургский модерн, и их «фотофиксации» говорят о, порой, еще худшем состоянии – лепнина замазывается, делаются косметические ремонты – и вроде бы внешне подъезд, например, выглядит лучше, чище и аккуратнее. Но уходит дух времени, и скоро в Северной столице можно будет увидеть дома, которые лишь внешним фасадом относятся к стилю модерн.

Практически то, что мы видим на этой выставке, – это образец некоего «архивирования». Ведь при восстановлении интерьеров очень важно иметь исходный материл, по которому можно сверяться «как это было». К примеру, по Пионерской, 4 в принципе не было архивных фотографий. Тем не менее, работа проведена, и мы все можем наблюдать достаточно аутентичные интерьеры. Здесь сохранено все, что можно было сохранить, и добавленные элементы копируют образцы той эпохи и других частей здания, где они сохранились в подлиннике. 

Так что приходите в библиотеку на Пионерской, 4, выставка «Исчезающая красота» однозначно стоит того, чтобы ее внимательно рассматривать, запечатлевая в памяти то, что наши дети могут уже не увидеть никогда…

Александр ВИТТ

Читайте также