Имена известные и неизвестные. Александр Решетов

1609

Александр Решетов родился в 1909 году в большой крестьянской семье, в деревне Осетки Великолукской (ныне Псковская) области. Рано познал тяжелый крестьянский труд. Его отец приобрел в рассрочку на 55 лет кусок земли – неудобицы: болотистой и каменистой.

В Осетках Решетов закончил сельскую школу. С трудом добился согласия семьи на продолжение учебы в Невельской трудовой школе. Впоследствии вспоминал: «Поступление в среднюю школу было большим событием в семье – ведь за всю написанную историю нашего рода никто не уходил учиться дальше сельской приходской школы. Да и во всей деревне это был первый случай». Впрочем, через два года школу бросает и уезжает в Ленинград, где поступает в ФЗУ табачного треста. После окончания училища Александр получает направление на табачную фабрику имени Клары Цеткин. Одновременно учится в вечерней школе, ходит на занятия в рабочую литературную группу при журнале «Резец» (Фонтанка, 57). В то время литературные кружки получили широкое распространение, они появлялись при редакциях журналов и газет. В этом же журнале в июле 1927 года было опубликовано его первое стихотворение «Эй паровоз, на кручи вой»…

Публикации А. Решетова постоянно появлялись в журналах «Резец», «Юный пролетарий», «Звезда», «Смена», «Красный октябрь» и в газете «Комсомольская правда».
В 1930 году наступает новый период в его творчестве – в издательстве «Прибой» выходит поэтический сборник «Дружба», где опубликованы стихи Александра Решетова, Валентина Лозина, Семена Бытового. В предисловии к сборнику Виссарион Саянов писал: «Молодые поэты – рабочие от станка, члены первой ударной бригады. Творчество их ещё носит черты некритического усвоения литературного наследия прошлого, лирика их ещё не в должной мере коллективизма, но в тоже время они намечают пути к новой тематике…».

Пробует перо Решетов и как рецензент, ратуя за всестороннюю и глубокую проработку рабочей темы. В отзыве на сборник стихов Геннадия Фиша «Контрольные цифры» (1929 г.) он пишет: «Пролетарская поэзия последнего времени, делая большие достижения в области формальной учебы, не подошла ещё к рабочей тематике. Космические описания процессов труда Герасимовым, Кирилловым и др. не создали литературных традиций, не пробили путь к рабочей тематике, потому что художественные приёмы Герасимова и Кириллова, не сживаются с производственным материалом…».

В 1930 году Решетов совершает поездку в Сталинград (Волгоград) на строительство тракторного завода, где был создан ряд примечательных стихотворений, олицетворяющих дух времени, – раскрываются непримиримые противоречия между коммунистами, строящими тракторный завод, и предпринимателем, приехавшим по контракту «за славой и долларом».

Весной 1931 года по путевке Ленинградского обкома партии его направляют в газету «Хибиногорский рабочий» (Кировск). Впечатления этих лет легли в цикл «Северные стихи».В Кировске он оказывает практическую помощь в работе местному литобъединению. Впоследствии Решетов писал: «В Кировске много начинающихся поэтов, но все они разобщены, ими так же слабо руководят и не помогают учиться. Несмотря на это, в Кировске уже есть такие молодые поэты, стихи которых ярко, красочно, эмоционально показывает и героику кировчан, и воспитательную силу социалистического строительства, и советский патриотизм, и любовь к преобразованному Северу, пришедшую к человеку в процессе его трудовых усилий в этом отдельном крае».

В 1931-1939 гг.. стихи появляются в журналах, выходят и отдельными сборниками. Вот некоторые из них: «Так мы живем» (1931), «В пути» (1934), «Крутой волной» (1936), «На своей земле» (1938), «До новой встречи» (1939).

Всё, о чём писал поэт, лично им было видено и пережито. «Стихи мои биографичны, – говорил он. – Писались они по душевной потребности, о том, чем я жил».
В начале июня 1934 года Решетова принимают в Союз писателей СССР. В это время он активно работает с литкружковцами, участвует в подготовке к первому писательскому съезду, ведёт творческую работу в Ленинградском объединении молодой литературы, главная задача которого – помогать литературной молодёжи в творчестве, помогать друг другу в дальнейшем росте.

С 1933 по 1935 год Александр Решетов работает заместителем редактора журнала «Резец». В это время много ездит по стране, наблюдает, сравнивает, обобщает. В очередной поездке на Кольский полуостров его застала война с Финляндией. Поэта мобилизуют в армию и направляют в 102 стрелковую дивизию, которая наступала на Петсамо (Печенга). Все 105 дней боевых действий он провел в дивизионной газете.

Стихи Александра Решетова публикуются в ленинградских газетах и журналах. Выходит сборник «Северные стихи» (1941). В одном из них он пишет:

Встречая ночь, в прикрытьи
низких елей,
В заиндевелое сукно шинелей
Стучат красноармейские сердца
Ущелье темное дохнуло ветром
резким.
И ночь полна снегов полярным
блеском.
И нет ему ни края, ни конца…
Но снег примяв,
Примяв часы стоянки,
Заправленные, жарко дышат
танки.
И пушки бить готовы по врагам.
Команда подана, и танки полным
ходом
Рванулись в путь, указанный
народом, –
Идут по мелколесью, по снегам.
Примятые
Опять поднялись ели,
Они глядят в гудящее ущелье
Непобедимым воинам вслед…
А эти строки из «Полковой песни»:
От Титовки, от сердитых
Ледовых вод.
Полк стрелковый
Начал новый,
Начал новый северный поход.
За плечами путь немалый,
Скрыла даль врага.
Леденеют в небе скалы,
Глубоки, неласковы снега.
Враг надеялся на горы:
«Кто пройдет зимой?»
Но ударил по шюцкорам
С белых гор наш полк передовой.
Он умел немногословно, но в то же время с чувством показать трудные боевые будни солдат, их героизм:
Вы с кораблей во тьме полярной
ночи
Сошли на берег в ледяной туман.
Из века в век о скалы здесь
грохочет
Великий Ледовитый океан.
Дробясь и злясь, ему всегда
стремиться
Из каменного плена на простор.
Здесь у него с Большой Землей
граница, –
Она легла грядой суровых гор.

***
Вы ночью шли сквозь тусклый
блеск планет.
О, как винтовки ваши и гранаты
Приветствовали северный
рассвет!
Ваш неожиданный удар был
громким,
Друзей, как солнцем, осветили
вы,
Суворова свободные потомки
Простые парни в шлемах боевых.
«Шедшим на Петеймо
из Титовки»
В «Возращении» – о своему полку, о героизме бойцов, о трагизме войны:
Знаю: вспомнят герои снова,
Как снаряд разлучил навек
С ними храброго Зеленова,
Как, прощаясь, глотал он снег.
Как Смирнова несли к повозке,
Не сказал он полку «прощай».
Удалой, он Чапаю тезка
И по хватке в бою – Чапай.
Гаснут звезды над тихой
тундрой,
Кто-то песню запел и смолк…
Здравствуй, Север мой,
С добрым утром!
С добрым утром, стрелковый
полк!
Или такие строки:
Я видел горный водопад,
Подобный серебру
Как струны кантеле, гремят,
Я слушал на пиру.

***
И жемчуг твой
И твой гранит
Тебе велят: сверкай,
Не зная вражеских обид,
Карело-финский край.
За Выборг шел
И за Баку
И, белокур и смел,
Пойдет со мной в одном полку
Товарищ мой – карел.
Шумит об этом водопад
Встречая мирный май
Об этом кантеле гремят
На весь озёрный край.

Закончилась Советско-Финляндская война, и Решетов возвратился в Ленинград, но мирная жизнь прервалась – началась Великая Отечественная. И опять поэт надевает солдатскую форму и становится корреспондентом газеты «На страже Родины», а затем «Ленинградской правды». Деля с бойцами их тяжелый ратный труд, он провел долгие месяцы, на фронте, защищая Ленинград.

В 1942 и 1943 годах в блокадном городе выходят сборники «Ленинградская доблесть» и «В строю».
После снятия блокады Решетов работал в газете 21-й армии «Боевой натиск». От стен Ленинграда дошел до Одера и Нейсе. Об увиденном и пережитом рассказывал в своих стихах. Но самое главное в своем творчестве он сохранил:

Огонь войны не выжег в душе:
Ни нежных чувств, ни дорогих
имен.
Как темен путь! Вот орудийных
вспышек
Мгновенным блеском озарился он
И в этот миг, взнесенные высоко.
Предстали этажи передо мной,
И глянули ряды дрожащих окон
С огромных стен, израненных
войной.
Рванулось сердце, словно ждало
знака.
Но мы в строю, и все, что мне
дано:
Из тысяч окон, глянувших из
мрака,
Лишь различить заветное окно.

Мирхат МУСИН, краевед

Читайте также