ИМЕНА ИЗВЕСТНЫ. ЧТО ДАЛЬШЕ?
Николай Петрович ШУЛЯР с молодости ведёт записи. «Такой человек - наблюдательный, – объясняет его супруга Надежда Семёновна. – Мы все спешим на дачу, по сторонам не смотрим, а он увидит вдруг: берёза вокруг сосны обвилась – сфотографировать срочно нужно».
За годы скопилось у Николая Петровича множество записных книжек. В одной из них и обнаружились сведения, которые нам нужны.
Как только Николай Петрович в прошлую пятницу развернул газету (речь идёт о статье "Нет памятника - нет памяти), так сразу узнал безымянную могилу, на которой стоит памятник с захоронения Теслевых. Он за этой могилой на Кангасе ухаживал долгие годы с сослуживцами, привозил сюда и сыновей. Не навещал только последние три-четыре года…
Срочную службу Шуляр проходил в 1967-1969 годах. Ещё до армии он отучился в школе ДОСААФ, а также приобрёл специальности помощника киномеханика и каменщика 3 разряда. Очевидно, с учётом последнего и распределили Николая в строительные войска. Их часть стояла между Сапёрным и Громово. Работали солдаты в Горелово – там строилось здание высшего военно-политического училища ПВО, но до нового 1968 года их должны были перебросить на усиление в Пруды, в карьер нерудных ископаемых. По каким-то причинам перевод задержали, а в ночь с 4 на 5 января в Прудах случилась трагедия.
…В казарме в тот момент находилось несколько десятков человек. Причиной пожара, скорее всего, стал брошенный окурок. Когда проснулись, задымление уже было сильным (стены перед Новым годом окрасили масляной краской). Кто-то кинулся за личными вещами, кто-то – сразу к выходу. На окнах были решётки… Погибло тогда больше десяти человек. Кого опознали – отдали родственникам. Восьмерых идентифицировать было невозможно, поэтому их похоронили в братской могиле на Кангасе.
Утром 5-го старшина зачитал перед строем имена погибших, а в записной книжке Николая появились строки: «Военные строители трагически погибли при исполнении служебных обязанностей 5 января 1968 года:
Болгабаев Кокан, 1943 г. р.
Городюк Николай, 1947
Жибровский Аркадий, 1947
Куракин Константин, 1947
Курманаханов Нурахан, 1942
Мухамадиев Телеугаз, 1947
Николаев Владимир, 1947
Павук Фёдор, 1948…»
С Павуком и Городюком Николай был в «карантине».
После срочной службы Николай Шуляр остался в армии, в 1976 году окончил военное училище. До увольнения в запас (в 1990 году) служил в строительных войсках. Объездил по командировкам весь Ленинградский военный округ, является ликвидатором Чернобыльской аварии. Но базировалась его часть в Выборге. И всё это время военные ухаживали за братской могилой на Кангасе – расчищали к ней дорожку, сажали цветы, к 23 февраля возлагали венки. Очевидно, поэтому захоронение и не выглядит совсем уж заброшенным. В последние годы Чернобыль даёт о себе знать, и Николай Петрович редко выходит из дому. Он пользуется ходунками, а у крыльца его подъезда в доме № 9 по улице Кривоносова нет перил, не говоря уже о пандусе. (Нельзя не упомянуть, что в квартире Николая Петровича и Надежды Семёновны - они живут на первом этаже - постоянно слышится ровный гул. Началось это несколько лет назад после ремонта теплотрассы, которая проходит под домом. Нехилое испытание для психики! Но переписка с управляющей компанией результата пока не даёт.)
Думается, что смысла в дальнейших розысках нет – военные части расформированы, родители тех солдат, скорее всего, уже умерли. Но есть имена, и есть безымянная могила. Дело за «малым» – вернуть на Сорвали надгробие Теслевых, поставить новый памятник солдатам, которых не дождались «на гражданке».
Юлия ПОДСКРЕБАЕВА
Читайте также
-
ЧП со сгоревшим в Выборге автобусом – на личном контроле Бастрыкина
-
По итогам окружного этапа Russian Event Awards Выборг лидирует в нескольких номинациях
-
В Тампере продаётся мотоцикл Ленина
-
Задержан подозреваемый в гибели от передозировки подростка в Выборгском районе
-
Кудоисты разыграли Кубок Выборга и районах
-
Боксёры почтили память коллеги