"ЭТО НАША МИССИЯ"
Тысячи бойцов до сих пор остаются неупокоенными лежать в земле, в то время как их родственники уже не первое десятилетие безуспешно ищут могилы своих отцов, дедов и прадедов. Но есть люди, которые не ради похвалы или награды, а ради чувства выполненного долга проводят недели в лесах и на болотах, чтобы хотя бы ещё один солдат нашёл свой последний приют.
На территории Выборгского района зарегистрированы и ведут поисковые работы 17 поисковых отрядов.
Андрей Смоленский, заместитель командира поискового отряда "Звезда" и, с недавних пор, обладатель высокой награды - медали "Патриот России", рассказал нам о том, в чём состоит работа поисковика.
- Андрей, за какие заслуги вам вручена медаль "Патриот России"?
- Приходилось очень много работать. В поисковом отряде "Звезда" я состою уже пять лет, но, конечно, получение награды - это не цель моей деятельности.
- Почему решили заниматься поисковой работой?
- Мне сложно ответить почему. У меня не возникало такого вопроса. Наверное потому, что считаю это своим долгом. Похоронить солдат со всеми почестями - это то малое, что я могу сделать для них. За 2011 - 2013 годы отрядами Ленинградской области обнаружены и преданы земле 826 останков воинов Красной Армии, погибших на Карельском перешейке в 1939-1940 и 1941 - 1944 годах.
- Находите какие-то личные вещи? Какова их дальнейшая судьба?
- Да, конечно, находим личные вещи солдат. Если удаётся отыскать родственников, то передаём им, если нет - перезахораниваем вместе с останками. Какие-то любопытные находки оставляем для того, чтобы в будущем открыть музей. Чаще всего находим каски, ложки, котелки, личные медальоны. Причём, медальоны чаще всего пустые, так как среди солдат была дурная примета их заполнять. Считалось: если заполнишь - точно убьют. Но находим и с данными, что очень помогает устанавливать личность солдата. А недавно нашли жетон, в котором вместо данных бойца была записка о том, кому и сколько солдат должен денег: "тёте Вале - 6 рублей, дяде Коле - 3 рубля". То есть боец, уходя на фронт, взял в долг денег, и, беспокоясь о том, что забудет отдать, записал себе в жетон.
- Помните ли свою первую находку?
- Да, конечно. Это было на станции Гвардейская. Я обнаружил окоп с останками двух бойцов, которых, судя по всему, убили из миномёта. Причём, на одном из них были надеты ботинки американского производства, а на другом - ботинки разных размеров: один - сорок первого, а второй - сорок четвёртого. Видимо, выдали то, что осталось на складе... В такие моменты сталкиваешься лицом к лицу с историей. По таким мелочам узнаёшь о людях, как они погибли, с какими бытовыми проблемами сталкивались.
- С какими трудностями приходится сталкиваться в вашей работе?
- Мы все морально подготов-лены к тому, на что идём. Единственный неприятный и горький момент - это чёрные копатели, которые гонятся за находками и, порой, неуважительно относятся к останкам солдат. К сожалению, такие люди есть и среди членов зарегистрированных поисковых отрядов.
- Как вы узнаёте о местах, в которые отправ-ляетесь на поиски?
- Иногда местные жители обнаруживают места захоронения, но чаще - смотрим данные в книгах и Интернете о том, где, в какое время шли бои, и от-правляемся туда. Дефицита в работе нет. Ещё очень много останков бойцов остаются неподнятыми с нашей Ленинградской земли.
- Что в планах у вашего отряда на ближайшее будущее?
- У нас есть мечта открыть музей. Надеемся, что она очень скоро осуществится. Потому что находок действительно много, и хочется, чтобы их видели люди, особенно младшее поколение. Чтобы они не забывали о тех людях, которые воевали на нашей земле, за нашу свободу и наше будущее.
Хотелось бы выразить отдельную благодарность тем, кто всеми силами помогает осуществлению нашей миссии. Это начальник отдела молодёжной политики Алексей Орлов и заместитель начальника отдела по молодёжной политике Владимир БыкаЧев. Если бы не их поддержка, нам было бы гораздо сложнее работать.