ЭТО “НАШ ГОРОД”!

ЭТО “НАШ ГОРОД”!
2213
ЭТО “НАШ ГОРОД”!

21 ноября - Всемирный день телевидения

На часах - 9.00. В студии Медиа Группы “Наш Город” начинается планёрка. Шеф-редактор докладывает собравшимся, какие новости выйдут вечером в эфир. Затем планируется съёмочный день. Далее рецензируется вышедшая накануне программа. Завершается планёрка краткой “пробежкой” по текущим вопросам. Так на выборгском телевидении стартует очередной рабочий день.

Информация со знаком плюс

История Выборгского телевидения началась зимой 1990-го. В “Круглой Башне” был организован большой творческий вечер. Его вела диктор популярной в то время питерской новостной программы “600 секунд” Светлана Сорокина. В тот день отбиралась телевизионная команда, которой предстояло стать первой в нашем городе. 

С тех пор прошло много лет. Менялись названия и состав коллектива, несколько раз приходилось переезжать на новое место “дислокации”. Сегодня в Медиа Группе “Наш город” трудятся 35 человек. Ядром считается служба информационного вещания – три бригады (корреспондент+оператор), редакторы, ведущие, монтажёры, корректор и выпускающие (ответственные за эфир). Не менее значимы и другие службы: отдел продаж, бухгалтерский, техническое обеспечение.

Генеральный директор, главный редактор СМИ Ольга ШВЕЦОВА пришла на выборгское телевидение в 2004-м. Она помнит те времена, когда в ходу у сотрудников были громадные видеокассеты; корреспонденты прямо с них отсматривали всё, что сняли операторы, на это тратилась уйма времени. За десять лет технический прогресс шагнул далеко вперёд – видеокамеры избавились от плёнок, а компьютерный монтаж стал гораздо проще и экономней. Вместе с тем сохранились и традиции: 

- Годы становления  компании были временем, когда на людей со всех сторон обрушивался шквал негативной информации, и было решено поставить во главу угла информацию со знаком плюс. Мы придерживаемся этого принципа и сегодня. Отремонтированные дворы, детские площадки, открывающиеся стадионы, талантливые дети, успешные люди… Позитива на самом деле гораздо больше, чем негатива!

- Приходят ли к вам на студию письма – как в советское время?

- Печатных давно нет, но электронные приходят. В основном люди излагают свои проблемы. Жалобы практически одни и те же: медицина, ЖКХ, выплата пенсий, благоустройство… Обратную связь со зрителями поддерживаем, опираясь на свои программы. Например, накануне очередного выпуска “Гость студии” делается анонс: с кем именно запланирована встреча - военкомом, руководителем областного комитета, медиком, сотрудником налоговых органов или Пенсионного фонда. Зрители присылают вопросы, на базе которых выстраивается интервью. 

- Бывают ли у вас нештатные ситуации, цейтноты? 

- Цейтноты возникают по вечерам, перед выходом в эфир очередного выпуска. Контрольное время – 19.30, уважительных причин к опозданию и невыходу нет! Причём раньше нам приходилось самим возить на выборгскую телевышку кассету с записанными сюжетами. Бывало и так, что наш водитель впрыгивал в автомобиль, нёсся на Папулу, где его уже ждал выпускающий. Он хватал кассету, как эстафетную палочку, и мчался наверх, чтобы успеть секунда в секунду… 

Сейчас Интернет экономит время. Сложнее другое: выживать в море информации среди многочисленных конкурентов, расталкивающих друг друга в стремлении первым донести её до потребителя. Но мы стараемся не клевать на “жареные” факты и выпускать в эфир только то, что смогли проверить. Достоверность информации - это ещё один важнейший принцип нашей работы.

- Глядя на ваш коллектив, вспоминаются слова: “команда, без которой жить нельзя”…

- В “Нашем городе” работают люди, приехавшие из разных уголков России. Например, шеф-редактор Вероника КОГУТ приехала с Сахалина. Сотрудник отдела продаж Татьяна ФРОЛОВА родилась и выросла в Вологодской области, администратор  Людмила ПЕРМИНОВА и телеоператор Александр СОРОКИН - из Костромской области. Разное восприятие, менталитеты - коллективное творчество от этого только выигрывает. Людмила совмещает сразу три ипостаси: администратора, ведущей и корреспондента. Особенно хорошо ей удаются сюжеты, касающиеся правопорядка. Кроме того, Люда – толковый организатор съёмочного дня. Наша вторая ведущая Виктория НЕВСКАЯ “по совместительству” ведёт и радио: сама ищет новости, пишет, озвучивает, монтирует и отправляет на Папулу. 

Наталия БЕРЕЗОВСКАЯ пишет тексты к своим сюжетам так, как не напишет никто. Напомню, что её семья - журналистская династия, начиная с Юрия Березовского (в прошлом фотокора “Выборгского коммуниста”). Надеемся, что к нам придёт и Наташина дочь, которая сейчас получает журналистское образование. Её коллеге Веронике присущи другие черты: лаконичность и конкретика. А ещё она отличается потрясающей работоспособностью.  

Операторское “трио” тоже разноплановое. Для телеоператора важно уметь представить картинку, которая должна получиться в итоге. Валерий ПРИСЯЖНЮК обладает таким уникальным качеством. И ещё у него дар наставничества: он бескорыстно и щедро делится своим опытом. Александр Сорокин рационален и скрупулёзен; это целевой человек, умеющий наметить чёткий план и реализовать его. Андрей НЕРОБОВ искренне предан своей работе, безотказен, готов выехать “на дело” в любой момент. Кстати, Андрей также  прекрасно справляется с опросами жителей. 

Когда наш корректор Наталия МОСКАЛЕЦ оформлялась на работу, ей, как и каждому соискателю, мы дали написать проверочный диктант-предложение размером в 17 слов. Более грамотного человека, чем Наташа, я не знаю! Сегодня она заполняет наш сайт, проверяет тексты сюжетов на грамотность, помогает в студии при видеозаписи. 

Наш технический инженер Андрей БЕРТ так наладил всю систему, что с любого рабочего места можно видеть информацию и работать с ней. Его работа практически не видна и потому высокопрофессиональна. Монтажёры Артём АНТОНОВ и Александр БАЕВ - очень талантливые ребята. А готовый информационный продукт выпускают в эфир Артём ПИЧИК, Александр МЯСНИКОВ и Максим КРАСНОЛОБОВ.

В отделе продаж трудится дружная пятёрка: Елена НОСОВА, Елена ЗАПОТОЦКАЯ, Татьяна ФРОЛОВА, Оксана ШЕЛЕПОВА и Людмила ИГНАТЬЕВА. Бухгалтерский “тандем” – Ирина КОЖЕВНИКОВА и Ирина КУЗНЕЦОВА.

А без нашего главного редактора TV и радиовещания Марины ЧУСОВОЙ развитие выборгского телевидения представить почти невозможно. У неё такой багаж профессиональных знаний, которого в Выборге нет ни у кого. Всем, кто приходил сюда желторотыми птенцами с желанием стать корреспондентами, Марина помогла встать на крыло. 

“Я - неисправимый лирик”

Корреспондент-редактор Наталия Березовская в профессии, в общей сложности, 35 лет. Ещё в школе была внештатным корреспондентом газеты “Выборгский коммунист”. После окончания вуза по специальности “журналист печатных СМИ” по распределению попала в тихвинскую газету “Трудовая слава”. А вернувшись в родной город, решила попробовать себя в тележурналистике. Это было 19 лет назад.

 - Работа на телевидении, конечно, радикально отличается от работы в газете. Самое трудное для меня, и по сей день, писать короткими предложениями, сжато выражать суть преподносимого материала. Долго преодолевала некое неудобство, стоя перед камерой – не учили ведь. 

Из любимых тем - очерковые материалы, когда есть время для эфира, возможность порассуждать, дать выговориться человеку, найти краски и образы, которые позволят материалу “заиграть”. В общем, в душе я неисправимый лирик. 

Нравится и участвовать в съёмках, не просто писать стэнд-ап, а пытаться повторить то, что делают твои герои... Так, несколько лет назад в феврале пригласили на съёмки репортажа о новом спасательном костюме, который помогает провалившимся под лёд оставаться на плаву до прихода помощи. Снимали у городского пляжа. Сюжет отснят, и спасатели предлагают испытать костюмчик… Оператор пробовать не может, ему снимать надо. А я: “Была, не была!”. Надевают костюм прямо на верхнюю одежду, говорят, не замерзнете. И ведут к полынье. Делаю шаг – и всё тело мгновенно сковывает неимоверный холод. Через несколько секунд, вроде, привыкаю. Из воды меня “спасают”, бодро едем на санях к берегу. Благодарю от души спасателей. И лишь через полчаса начинается дичайший “отходняк” - трясёт до самого вечера. Любопытна была реакция домашних: дочь, посмотрев репортаж, высказала: “А чего тебя чужой дядька обнимал?”, зато мама поучительно заметила: “Что же ты в воду полезла, и очки не сняла?”…

Наталия ничего не боится - что не сделаешь ради телезрителей. Она и на лошадях скакала, и с дымарем в улей залезала, и одновременно в руках держала гуся и свинью – делала сюжет под названием “Гусь свинье не товарищ”. Коров доила, и за рулём грузовика - участника ралли “Камаз-мастер”  - ездила, на самолёте и вертолёте летала, на боевых кораблях и катерах ходила.

- Практически все герои моих репортажей достойны быть на экране. Это наша жизнь, и мы должны её показывать. Хотелось бы больше добрых благодатных материалов о людях, живущих на выборгской земле. Самое приятное, когда незнакомые люди подходят на улице и говорят спасибо за то, что мы делаем. 

Помимо будничных сюжетов для новостной программы Наталия Березовская вместе с коллегами вот уже три года реализует телепроект “Ищу маму”. 

“Глаза в глаза общаться легче”

Разнообразен и интересен круг обязанностей Людмилы Перминовой. Люда попала на телевидение в 17 лет.

- Зашла в кабинет и говорю: “Здравствуйте, я хочу у вас работать”. Директор пошёл навстречу и дал месяц испытательного срока с условием, если я найду темы, которые их заинтересуют. Темы выбирали вместе с мамой: в одной из местных школ стоял вопрос о закрытии секции картинга. Я сообщила тему и мне прислали оператора, сказав: узнаете его по большой сумке и штативу… В назначенное время прибыл оператор - Александр Сорокин, впоследствии ставший моим мужем… 

Как снимать сюжет - я понятия не имела. Саша  мне объяснил, как происходит съёмка, и что должен делать корреспондент. А дальше я писала тексты, переписывала несколько раз. Затем было первое озвучивание и монтаж. И здесь Саша вновь помог: это сейчас монтаж сюжета происходит на компьютере, а в то время перед нами стояли два видеомагнитофона. Сюжет вышел в эфир, и даже получил отклик зрителей. В студию пришёл мэр посёлка, в котором располагалась школа, разбираться с корреспондентом… Я очень испугалась, но опытные коллеги меня успокоили: обратная связь - это очень хорошо... 

Для меня сложна профессия ведущей новостной программы. Гораздо проще общаться с человеком “глаза в глаза” нежели находиться перед камерой и не знать, какова реакция собеседника по ту сторону экрана.

 К тому же при записи эфира ты должна забыть о своих заботах, проблемах.  Бывают и сложные темы, когда нужно говорить, а у тебя комок в горле… В студии я нахожусь одна, но за стеклом - монтажёр и режиссёр. Тексты, которые предваряют сюжеты, пишут корреспонденты, вводную часть и анонсы подбираю сама. Тексты забиваются в “суфлёр”, причём, читать нужно так, чтобы зритель этого не заметил. Раскрою секрет – под столом у ведущей находятся три педали (ускорять и замедлять текст, вернуться или пролистать). Во время записи ведущая смотрит на “суфлёра” и нажимает педаль, чем регулирует скорость прокрутки текста. Есть несколько правил и для образа ведущей, например, одежда не должна быть в полоску, потому что линии создают рябь на экране. Благодарю всех, с кем наша компания сотрудничает. Порой, судьба сюжета решается в считанные минуты и люди, невзирая на время суток, идут тебе навстречу и в выходные, и в праздники, ведь главная задача телевидения – донести самые свежие, самые интересные новости до телезрителей.     

“На всеобщем обозрении”

Ведущая новостной программы Виктория Невская попала на экран после многих лет работы на радио. 

-  Предложили попробовать ведущей теленовостей. Первый эфир я очень нервничала, записывали долго, но спасибо нашему редактору Марине Юрьевне Чусовой, которая стала для меня добрым наставником. До записи в студии я много раз вычитывала текст, со временем “трясти” перестало, но некоторое волнение испытываю до сих пор. Если на радио тебя не видно, то на экране телевизора - ты на всеобщем обозрении, приходилось работать с мимикой, жестами. Не скрою, мне сложно выполнять одновременно несколько действий: следить за текстом на “суфлёре”, переключать педали, смотреть то в одну, то в другую камеру… 

Маленький секрет: ведущая, конечно, представляет, о чём будут репортажи, но полностью не просматривает сюжеты корреспондентов, поэтому дома я уже смотрю программу от начала и до конца. Часто критикую себя: “А могла бы сделать и лучше!”. 

“Даже с крокодилом обнималась!”

Когда Вероника КОГУТ училась в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов по специальности “журналистика”, даже не предполагала, что её судьба будет связана с телевидением. 

- Хотелось занять должность специалиста по связям с общественностью какого-нибудь крупного предприятия или организации. Однако на четвёртом курсе студенты сдали летнюю сессию досрочно и на несколько месяцев разъехались по домам. Я “укатила” в родной Южно-Сахалинск. Чем заняться?.. Решив попрактиковаться в профессии, я устроилась стажёром в одну из местных телекомпаний. И понеслось!..

Окончив университет, Вероника переехала в Выборг и устроилась на работу в Медиа Группу. 

- За эти годы, где только не бывала и чего только не видела. Даже с крокодилом обнималась! Конечно, кто-то, может быть, считает, что рядовые события, которые происходят в нашем районе, и люди, нас окружающие, не заслуживают телесюжета. Это несправедливо! Важно научиться видеть интересное и познавательное вокруг себя, и тогда жизнь будет насыщенной и яркой. 

“… За вами уже львица охотится…”

Кинооператор Валерий Присяжнюк родился в Выборге. Во время учёбы в 14 школе снялся в небольшой роли фильма “Учитель пения” и после этого заразился кино. Купил кинокамеру и начал снимать мультфильмы. Вопрос о профессии был решён.

Окончив Ленинградское училище киномехаников, Валерий начал свою трудовую деятельность в кинотеатре “Выборг” (нынешний “Выборг-Палас”). А потом предложили создать в ПТУ №3 (ныне политехнический колледж “Александровский”) киностудию, согласился, сняли несколько вполне приличных кинолент, пока не пришло время отдать долги Родине.

Надо сказать, что наш герой служил в армии командиром стрелкового отделения. Видимо, тогда появилась страсть к моделям бронетехники, орудий. Сейчас у него солидная коллекция точных копий реальной военной техники: моделей танков 120 штук, около 15-ти  орудий, 20 автомобилей, а фигурок солдат не сосчитать. Очень много книг по этой теме, дисков. С офицерами-танкистами разговаривает на равных. 

После службы  - учёба в училище культпросвета на кинофотоотделении. Поработал фотографом на ГАЛСе, а свободное время отдавал “Выборг-фильму”, в результате более 25 фильмов снято с Владимиром Лукиным, почти все - победители конкурсов, в том числе по личным сценариям Валерия снято 5 фильмов. Среди них - “Пикник на опушке” с фантазийным сюжетом, вызывающий у автора особую гордость.

С середины 90-х годов Валерий Николаевич работает на телевидении, по его словам: “Топчу выборгскую пыль”. Вспоминает, что в 2000 году кинокамера отказала на ключевом моменте съёмки учений на одном из предприятий: подлетели два вертолёта, с них начал спускаться десант. Кадр был упущен, но справился с эмоциями, исправил аппаратуру и продолжил работу. А однажды, когда снимал выездной зоопарк возле стадиона, так увлёкся, что чуть не попал в медвежьи лапы: слишком близко подошёл к этому зверю. А тем временем в соседней клетке ощущалось явное беспокойство, и Валерий поймал нацеленный на него звериный взгляд. Смотритель очень испугался: “Пойдёмте, пойдёмте, за вами уже львица охотится!..”

От деталей - к целому

Видеосюжет в телепрограмме длится в среднем три минуты, а  его монтаж -  от сорока минут до двух часов. 

В Медиа Группе работают два монтажёра – Артём Антонов и Александр Баев. У них нет специального образования; всему необходимому ребята научились здесь. Артём пришёл на выборгское телевидение шесть лет назад. Александр трудится в “Нашем городе” третий год. Оба сходятся в том, что их работа - творческая. 

Артём: 

- Мне нравится видеть конечный результат, когда материал, полученный от оператора и журналиста, становится единым целым. Как будто сложена мозаика. А больше всего мне нравится монтировать спортивные передачи. Со спортом, конечно же, дружу,  увлечения сезонные: зимой – сноуборд, летом – велосипед. 

Александр: 

- Монтаж подобен сборке автомобиля на конвейере. Нам предоставляют ресурсы (детали), и мы монтируем из них целостное изделие. Эта работа соответствует моим внутренним запросам. Сейчас мне больше всего нравятся музыкальные зарисовки. А в новостях - происшествия, потому что с помощью монтажа можно передать драматичность ситуации. 

Хочется быть не хуже федералов

Наталия Москалец – корректор Медиа Группы, почти 8 лет проверяет грамотность произношения слов дикторами телевидения. К тому же в отсутствие главного редактора через неё проходят все выпуски программ. Несмотря на то, что проблемы пунктуации в устной речи нет, работы много. Особое внимание уделяется ударению в словах.

Обидно бывает, когда рекламодатели допускают досадные ошибки, ведь не всегда этот продукт даётся на проверку корректору. Так, напрмер, слово мужского рода “Выборг” склоняется по падежам, а его стараются оставить неизменным. “Хочется быть не хуже федералов!” - говорит Наталия.

Чтобы картинка была интересной

Александр Сорокин приехал из Костромской области в 2008 году. В родном городе был звукорежиссёром на телевизионных программах, затем на радио. 

В Выборг, за 1000 км от родного дома, приехал с женой и дочкой по приглашению друзей, чтобы работать на той же радиостанции. С 2010 года стал оператором на городском телевидении. 

Ведёт репортажные съёмки, что бы ни снимал - старается выбирать выгодный ракурс, чтобы картинка была интересной. Говорит, что в нашем городе даже одно и то же место может выглядеть по-разному, поэтому всегда найдутся хорошие кадры. Если что-то не получается – ищет причину в себе. Иногда на съёмках каких-либо знаменательных событий приходится несладко из-за так называемой “локтевой войны”, но  основном, конечно,  репортёры стараются относиться друг к другу корректно.

Александр считает себя счастливым человеком.

Это творческая работа

Приморск – родной город оператора Медиа Группы “Наш город” Андрея Неробова. Здесь он закончил среднюю школу, пытался учиться и в музыкальной, но понял, что может прожить без аккордеона… Призвали в армию: в авторемонтную часть войск противовоздушной обороны. После демобилизации поступил в институт имени Репина - изучал теорию искусств. Мечта работать в музее сбылась в Петергофе: два с половиной года Андрей трудился научным сотрудником, хранителем экспозиции музея семьи  Бенуа. Он и сейчас с теплом вспоминает эти годы.

В 2008-м началась его работа оператором и корреспондентом на Приморском телевидении, которое, к сожалению, вскоре прекратило своё существование. Вопрос о дальнейшем трудоустройстве не стоял: его порекомендовали на Выборгское телевидение, где он и по сей день продолжает снимать интересные сюжеты, в том числе все городские праздники Приморска.

Привлекает в профессии жизненный ритм, работа - не простая, но интересная - даёт возможность быть в курсе городских событий. Особенно нравятся съёмки на фестивале “Окно в Европу”…

Маргарита ЗАХАРОВА, Наталья КОРТЕЛЕВА, Ольга НАБАТОВА

Читайте также