Вдоль дорог в Выборгском районе "поржавели" сосны

Вдоль дорог в Выборгском районе "поржавели" сосны
1921
Сосны с «поржавевшей» хвоей вдоль трассы «Скандинавия»

Некоторые растения особенно чувствительны к неблагоприятным условиям

Наверняка многие замечали, что в последние годы сосны вдоль дорог приобрели какой-то неестественный цвет – они словно поржавели. Конечно, несложно догадаться, что причина в загрязнениях, которыми изобилует придорожная территория. Однако лиственные деревья по соседству со «ржавыми» соснами стоят как ни в чём не бывало – совершенно жизнерадостного ярко-зеленого цвета. В чем же дело? За комментарием мы обратились к доктору химических наук, профессору РГПУ имени Герцена Ярославу ЗАЧИНЯЕВУ.

–  Вечнозелёные растения являются биологическими индикаторами. Есть такая дисциплина – биоиндикация, которая по поведению живого организма (в данном случае растения) может судить о состоянии природной среды. Если организм чувствует себя некомфортно, он начинает реагировать на предмет загрязнения. В худшем случае он погибает и, как говорят экологи, выпадает из древостоя.

Учёный убежден, что растения реагируют не только на автомобильные выхлопы, но и на радиацию. Красноречивое тому подтверждение Ярослав Васильевич наблюдал, следуя на поезде из Днепропетровска в Петербург.

–  Дорога идёт через Гомель, который, как известно, подвергся радиационному заражению при аварии на Чернобыльской АЭС. Там сосновый бор абсолютно жёлтый. Деревья – полуживые.

Сосна солнцелюбивое растение. Второе непременное условие для ее успешного произрастания – вода. Наши края достаточно заболочены, поэтому сосны здесь произрастают весьма успешно. Кстати, сосна находится в симбиотической связи с белыми грибами, поэтому, когда наступает сезон «тихой охоты», мы едем в Кирилловское или Заходское.

Оказывается, из-за загазованности сосна даже теряет хвою. Наибольшая концентрация вредных выбросов как раз и находится вблизи дорог. Но и на других загрязнённых в меньшей степени территориях можно наблюдать это явление. Преподаватель Станции юных натуралистов, которая руководит работой школьного лесничества, Галина БУДЗИС с восьмиклассницей школы № 6 Машей КЛИТКИНОЙ проводят исследование сосен в Калининском микрорайоне. Оценивают в процентном соотношении видимые признаки поражения на больных и здоровых хвоинках.

Что же касается дороги, то специалисты отмечают, что при существующей интенсивности движения большое количество авто- и мототехники «дымит» более чем двумястами вредных веществ. В их числе токсичные соединения свинца, оксиды азота и углерода, углеводороды, сернистый газ. Кроме того, добавляет Ярослав Зачиняев, каждый автомобиль, стирая шины, в год поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли.

–  Я как эксперт в области экологии делаю заключение: загазованность у нас предельно допустимая. А сосна ведь не может убежать в лес от этого загрязнения и, как говорят мои студенты, стоит и тупо реагирует пожелтением, болезнями, показывая, что состояние природной среды в данной конкретной части Выборгского района неблагополучно.

Впрочем, в соседней стране тоже можно наблюдать аналогичные явления. На это у Ярослава Зачиняева тоже есть объяснение: в Финляндии экологические требования жестче, но и количество транспорта в пересчёте на одну семью больше (в среднем 2,5 машины). Иная картина в другой скандинавской стране – нефтедобывающей Норвегии, где нефть в основном экспортируется, а в стране приветствуется использование электромобилей.

На проблему пожелтевших сосен учёный тем не менее смотрит с оптимизмом: у деревьев есть шанс восстановиться:

– У них есть ресурс. Есть такое понятие «адаптация» – это совокупность признаков, позволяющих организму выжить в постоянно изменяющихся неблагоприятных условиях окружающей среды. Всё зависит от нас: если мы будем использовать экологически чистое топливо и соблюдать другие экологические нормы, то ситуация изменится в лучшую сторону.

Подготовила Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также