ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК: КОНЦЕРТ ОРКЕСТРА ФИНСКОГО РАДИО В ВЫБОРГЕ

ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК: КОНЦЕРТ ОРКЕСТРА  ФИНСКОГО РАДИО В ВЫБОРГЕ
856
ДРАГОЦЕННЫЙ ПОДАРОК: КОНЦЕРТ ОРКЕСТРА ФИНСКОГО РАДИО В ВЫБОРГЕ

Концерт оркестра Финского радио под управлением Ханну Линту – это, без преувеличения, событие. В год столетия провозглашения своей независимости Финляндия сделала Выборгу по-настоящему драгоценный подарок. 

Оркестр

Оркестр Финского радио – один из самых известных оркестров Финляндии, стоящий в почетном ряду таких коллективов, как Хельсинский филармонический, симфонические оркестры Лахти, Тампере и Турку.

В разные годы оркестр Финского радио возглавляли крупнейшие дирижеры Финляндии – Пааво Берглунд, Лейф Сегерстам, Юкка-Пекка Сарас-те, Сакари Орамо. Нынешний главный дирижер, Ханну Линту, возглавляет оркестр с 2013 г. и по контракту останется в этой должности до 2021 г. 

Основная специализация оркестра, как несложно догадаться, финская музыка. Вероятно, в домашней фонотеке каждого любителя финской музыки найдется несколько дисков, записанных оркестром Финского радио. В первую очередь это, конечно, Сибелиус, но не только. Это, среди многих других, и Аарре Мериканто, и Йоонас Кокконен, и, быть может, самый известный из современных финских композиторов Эйноюхани Раутаваара (скончавшийся в прошлом году в возрасте 87 лет). К сожалению, нужно признать, что замечательная по разнообразию финская музыка XX века, которую активно и успешно пропагандирует оркестр Финского радио, недостаточно (чтобы не сказать – прискорбно мало) известна в России. 

Но, конечно, оркестр исполняет не только финнов – и не только под управлением своего главного дирижера. Так, например, в нынешнем сезоне за пульт оркестра встанут прославленные  дирижеры – Эса-Пекка Салонен с «Весной священной» Стравинского, Кент Нагано – с 8-ой симфонией Брукнера, Теодор Курентзис – с Малером.

Дирижер

Современные финские дирижеры – это настоящее созвездие крупных и ярких индивидуальностей. Во всем мире известны уже упомянутый Эса-Пекка Салонен (пожалуй, самая, яркая «звезда» последних полутора десятка лет) и Осмо Вянскя. «Второй ряд» (напр., Петри Сакари, Ари Расилайнен или Йон Сторгардс) сделал бы честь многим перворазрядным оркестрам.

Ханну Линту лишь в этом году исполнится пятьдесят лет. Для дирижера – возраст начала зрелости. Но уже к этой дате Линту имеет множество значительных достижений. Его репертуар обширен: современная финская музыка, а помимо этого – классика XX века: Лигети, Берио, Мессиан,  Прокофьев, Энеску. Однако Линту дирижирует не только музыкой высокого модернизма. Вот уже несколько лет он совместно с выдающейся пианисткой Анжелой Хьюитт (многим знакомой, конечно, прежде всего, своими интерпретациями Баха) и камерным оркестром Мантуи осуществляет запись клавирных концертов Моцарта. Со «своим» же оркестром Финского радио Линту недавно исполнял Моцарта в ансамбле с легендарным пианистом Мюрреем Перайя.

Концерт

Уравнение для концерта в Выборге: два неизвестных плюс общеизвестный шедевр. Первое отделение Х. Линту отдал финской музыке. Вначале прозвучали «Пять сонетов» Эрнеста Пингу для камерного оркестра.

Не будем лукавить: имя Э. Пингу (1887–1942) ни о чем не говорит абсолютному большинству российских слушателей, а, скорее всего, и западных (существует, сколько мне известно, лишь два диска с записями его музыки; «Пяти сонетов» нет ни на одном).

Миниатюры, которыми с большим изяществом и тонкостью продирижировал Х. Линту, напоминали умные «вариации на тему Дебюсси» или, скорее, «около Дебюсси» (неслучайно и название Пингу дал французское: «Cinq sonettes»). Потому внезапно слышались отклики Форэ или пасторалей Шоссона. Причина тут, кажется, не только в прямом влиянии, но и в этнической принадлежности: финский композитор, Пингу был по происхождению французом из Эльзаса. Но что удивительнее – Пингу родился в Петербурге и занимался в консерватории у Римского-Корсакова и Глазунова, а также брал частные уроки у великого пианиста Александра Зилоти, чьим соседом по летнему отдыху оказался… в имении Тиккала недалеко от Выборга.

Первое исполнение оркестровой музыки Пингу в Хельсинки состоялось в 1918 г. и вызвало ожесточенную полемику. Дело, быть может, не только в «махровом модернизме», в котором обвиняли Пингу, но и в том, что Пингу был противником агрессивного национализма, распространившегося тогда в Финляндии, за что и был назван «музыкальным большевиком». Слушая «Пять сонетов», с акварельным оркестровым письмом, можно только пожалеть «идейных» оппонентов Пингу. Жизнь композитора окончилась трагически: в 1942 г. он покончил с собой, бросившись под поезд в Хельсинки.

После элегического Пингу оркестр исполнил Концерт для скрипки и виолончели с оркестром Вяйне Райтио (1891–1945), с солирующими Петри Аарнио (скрипка) и Туомасом Лехто (виолончель). Уроженец Сортавалы, Райтио учился сначала в Хельсинки у самого Э. Мелартина, потом в Москве (1916–1917 гг.), позднее – в Берлине и Париже. Наряду с Э. Пингу и А. Мериканто Райтио был одним из наиболее заметных финских композиторов-модернистов 1920-х годов. В двойном концерте, написанном в 1936 г., эта модернистская энергия, кажется, в значительной степени уступила место вполне традиционному письму. Концерт, однако, бесспорно был любопытен для ценителей концертов для виолончели и скрипки. Это, как известно, самостоятельный жанр с богатой историей – от шедевра Брамса до концерта Тиграна Мансуряна (знатоки, быть может, вспомнят еще и Дилиуса и даже Филиппа Гласса).

После первого, финского, отделения наступил черед большой классики. Это была Третья, «Героическая», симфония Бетховена. Затруднюсь сказать, звучала ли когда-либо прежде «Eroica» в Выборге. Предположу, что – нет. А потому будем благодарны           Х. Линту и его оркестру за то, что великая музыка звучала в живом исполнении в Выборге. Говорить об особенностях интерпретации в данном случае затруднительно. По двум причинам. Первая: Эрик Грунин собрал в свое время в «Eroica Project» список 363 записей «Героической», сделанных с 1924 по 2007 год. Потому разговор об исполнительской судьбе музыки Бетховена в XXI веке – разговор сложный, который лучше оставить до другого раза.

Вторая же причина имела к дирижерскому замыслу отношение, казалось бы, опосредованное. Но она-то и стала решающей. Это – акустика. Зал Дома культуры, как теперь доподлинно известно, находится с музыкой Бетховена в конфликте едва ли неразрешимом. Оркестр Финского радио и так смог разместиться на сцене в неполном составе, да и это потребовало ощутимых усилий. Сложнейшая бетховенская динамика оказалась едва ли не полностью нивелирована акустической «мертвой зыбью». Все piano (и отдельных групп, и всего оркестра) попросту не могли выбраться в зал за пределы сцены. Акустические проблемы зала были заметны уже в виолончельных соло в концерте Райтио. В Бетховене они приняли угрожающий характер. Чтобы прорваться сквозь эту акустическую «пробку» Х. Линту был вынужден форсировать оркестровые tutti. Отдадим должное мужеству и профессионализму дирижера и оркестра: «Героическая» потребовала поистине героических усилий. 

На бис оркестр исполнил знаменитую «Колыбельную» Армаса Ярнефельта, родившегося в Выборге, члена знаменитой семьи Ярнефельтов. Последней нотой концерта стала, таким образом, нота выборгская. И это не случайно: музыка уроженцев Выборга – «не пустой для сердца звук» в биографии Линту. Ведь именно Линту сделал первую запись Симфонии и Концертштюка для фортепиано с оркестром Эрнста Милька (1877–1899), композитора, которым по праву гордится Выборг, его родной город.

Публика

Зал был полон. Публика была смешанная: много финских лиц (в том числе и знакомых), много выборгских лиц, гости из Петербурга. Чувствовалась всеобщая радость от хорошего события – и от его редкости. Радость, правда, была несколько подпорчена спонтанностью своего выражения: русская часть слушателей с энтузиазмом хлопала между частями –  и концерта Райтио, и «Героической», и даже кричала «браво». Пощадили только «Сонеты» Пингу, но Х. Линту и продирижировал их почти без пауз. Финские слушатели, как это и принято на концертах классической музыки, аплодировали лишь по окончании многочастных сочинений. Будем надеяться, что и выборгская публика однажды привыкнет к этому правилу. 

Пока же остается поблагодарить финских музыкантов, Министерство иностранных дел Финляндии, Генеральное консульство Финляндии в Санкт-Петербурге за удивительный вечер и встречу с прекрасными музыкантами. И трудно удержаться от вопроса: «А они приедут к нам еще раз?»

Михаил Ефимов

Читайте также