Динамика роста российского рынка электронной коммерции

Динамика роста российского рынка электронной коммерции
833
Динамика роста российского рынка электронной коммерции

В октябре 2015 прошла крупная конференция, посвященная интернет-торговле в России, в ходе которой было озвучено следующее: 56% всех заказов делят между собой 100 самых крупных интернет-магазинов. Такое заявление сделал Федор Вирин на основе данных исследовательского агентства «Data Insight», которое специализируется на анализе рынка электронной коммерции.

Тем не менее, количество заказов в этих ста магазинах распределяется неравномерно. Примерно 9000 заказов в сутки припадает на 25 самых крупных магазинов из этой сотни, что составляет около 69% от общего числа всех заказов. Уже на вторую четверть сотни припадает всего лишь до 2000 заказов.

Среди этой сотни больше всего магазинов электроники и бытовой техники — их насчитывается 20 штук. Второе место по количеству делят сервисы по доставке готовой еды, и универсальные магазины.

В последнее время рынок доставки готовой еды стремительно набирает обороты. Если ранее готовая еда пользовалась спросом в основном в офисах, то сейчас все чаще ее заказывают на дом. За 2014 год такие сервисы обработали 55 млн заказов. Согласно прогнозам до конца 2015 года их количество превысит 70 млн.

А вот по объемам заказов картина несколько иная. Самые большие объемы продаж отмечаются в магазинах одежды и обуви: 30,2% от общего числа. Следом за ними идут «универсальные магазины», у которых объем продаж составляет 21,5%. Объем продаваемой электроники находится на третьем месте, и составляет 15,3%.

Количество заказов

В течение года список ТОП-100 изменился на 15%, поскольку некоторые интернет-магазины закрылись, и на их место в ТОП попали другие магазины.

Отмечается отсутствие роста количества заказов по сравнению с предыдущим годом. Невысокий показатель медианного прироста (+8% в сравнении с августом 2014) был достигнут исключительно благодаря нескольким магазинам, которые в значительной степени увеличили объемы продаж. Без учета этих магазинов медианный прирост продаж составил бы 3%.

Посещаемость интернет-магазинов

Несмотря на то, что аудитория покупателей в сети увеличилась до 25 млн против 18 млн за период с августа 2014 по август 2015, средняя посещаемость торговых интернет-площадок так и не выросла за последний год. Медианный показатель посещаемости ТОП-100 магазинов составляет 1,4 млн уникальных посетителей. Средний показатель посещаемости магазинов (в млн «уников») из первой сотни отображен на графике.

Конверсия

Несмотря на отсутствие роста посещаемости, за два года конверсия увеличилась в полтора раза. Это происходит в первую очередь благодаря тому, что магазины стали более серьезно относиться к трафику, посещаемости, а также использовать различные ресурсы для увеличения конверсии, такие как Aport.ru

В списке ТОП-100 магазинов на 100 посетителей в среднем припадает 7,5 заказов в месяц. В зависимости от того, какой вид товара продает магазин, конверсия может значительно изменяться. Например, в сервисах по доставке еды отмечается очень высокая конверсия, поскольку в основном покупатель делает по одному заказу за раз. Магазины, продающие электронику, имеют более низкую конверсию — покупатель в большинстве случаев делает заказ на несколько позиций одновременно.

Средний чек

По мнению Федора Вирина, сооснователя Data Insight, те магазины, которые делают ставку на покупателей недорогих товаров, в конечном итоге будут в более выигрышном положении перед магазинами с «премиум» товарами и ценами. Это объясняется тем, что покупателей в среднем ценовом сегменте становится все меньше «благодаря» кризису. Сейчас покупатели выбирают либо самые дорогие, либо самые дешевые товары соответственно. Инфляция повлияла и на средний чек — он вырос на 20% с лета 2014 года.

 

Также Федор Вирин считает, что интернет-магазины, расширившие свой ассортимент нетипичными для своей категории товарами будут иметь определенное преимущество перед обычными магазинами. В качестве примера приводятся магазины электроники, которые дополнительно начинают продавать детские товары. Такой ход снижает расходы на рекламу — известному магазину проще реализовать новый товар. Мнение эксперта таково: именно такая стратегия будет двигать магазины к ТОП-100 в ближайшем будущем.

Читайте также