Динамика роста российского рынка электронной коммерции
В октябре 2015 прошла крупная конференция, посвященная интернет-торговле в России, в ходе которой было озвучено следующее: 56% всех заказов делят между собой 100 самых крупных интернет-магазинов. Такое заявление сделал Федор Вирин на основе данных исследовательского агентства «Data Insight», которое специализируется на анализе рынка электронной коммерции.
Тем не менее, количество заказов в этих ста магазинах распределяется неравномерно. Примерно 9000 заказов в сутки припадает на 25 самых крупных магазинов из этой сотни, что составляет около 69% от общего числа всех заказов. Уже на вторую четверть сотни припадает всего лишь до 2000 заказов.
Среди этой сотни больше всего магазинов электроники и бытовой техники — их насчитывается 20 штук. Второе место по количеству делят сервисы по доставке готовой еды, и универсальные магазины.
В последнее время рынок доставки готовой еды стремительно набирает обороты. Если ранее готовая еда пользовалась спросом в основном в офисах, то сейчас все чаще ее заказывают на дом. За 2014 год такие сервисы обработали 55 млн заказов. Согласно прогнозам до конца 2015 года их количество превысит 70 млн.
А вот по объемам заказов картина несколько иная. Самые большие объемы продаж отмечаются в магазинах одежды и обуви: 30,2% от общего числа. Следом за ними идут «универсальные магазины», у которых объем продаж составляет 21,5%. Объем продаваемой электроники находится на третьем месте, и составляет 15,3%.
В течение года список ТОП-100 изменился на 15%, поскольку некоторые интернет-магазины закрылись, и на их место в ТОП попали другие магазины.
Отмечается отсутствие роста количества заказов по сравнению с предыдущим годом. Невысокий показатель медианного прироста (+8% в сравнении с августом 2014) был достигнут исключительно благодаря нескольким магазинам, которые в значительной степени увеличили объемы продаж. Без учета этих магазинов медианный прирост продаж составил бы 3%.
Посещаемость интернет-магазинов
Несмотря на то, что аудитория покупателей в сети увеличилась до 25 млн против 18 млн за период с августа 2014 по август 2015, средняя посещаемость торговых интернет-площадок так и не выросла за последний год. Медианный показатель посещаемости ТОП-100 магазинов составляет 1,4 млн уникальных посетителей. Средний показатель посещаемости магазинов (в млн «уников») из первой сотни отображен на графике.
Несмотря на отсутствие роста посещаемости, за два года конверсия увеличилась в полтора раза. Это происходит в первую очередь благодаря тому, что магазины стали более серьезно относиться к трафику, посещаемости, а также использовать различные ресурсы для увеличения конверсии, такие как Aport.ru
В списке ТОП-100 магазинов на 100 посетителей в среднем припадает 7,5 заказов в месяц. В зависимости от того, какой вид товара продает магазин, конверсия может значительно изменяться. Например, в сервисах по доставке еды отмечается очень высокая конверсия, поскольку в основном покупатель делает по одному заказу за раз. Магазины, продающие электронику, имеют более низкую конверсию — покупатель в большинстве случаев делает заказ на несколько позиций одновременно.
По мнению Федора Вирина, сооснователя Data Insight, те магазины, которые делают ставку на покупателей недорогих товаров, в конечном итоге будут в более выигрышном положении перед магазинами с «премиум» товарами и ценами. Это объясняется тем, что покупателей в среднем ценовом сегменте становится все меньше «благодаря» кризису. Сейчас покупатели выбирают либо самые дорогие, либо самые дешевые товары соответственно. Инфляция повлияла и на средний чек — он вырос на 20% с лета 2014 года.
Также Федор Вирин считает, что интернет-магазины, расширившие свой ассортимент нетипичными для своей категории товарами будут иметь определенное преимущество перед обычными магазинами. В качестве примера приводятся магазины электроники, которые дополнительно начинают продавать детские товары. Такой ход снижает расходы на рекламу — известному магазину проще реализовать новый товар. Мнение эксперта таково: именно такая стратегия будет двигать магазины к ТОП-100 в ближайшем будущем.
Читайте также
-
Сервис «Жизненная ситуация» поможет сменить регион проживания
-
В Россию начали поставлять масло из Арабских Эмиратов
-
Как вести себя в лесу?
-
На обвалившемся участке выборгской набережной работы закончат до декабря
-
Учитель из Выборгского района – в числе лучших
-
С 1 января 2025 года у школьной охраны появится обязательная экипировка