Что общего у девочки из Приморска и мастера фирмы Фаберже?

Что общего у девочки из Приморска и мастера фирмы Фаберже?
1215
Денис и Ксения Смирновы с Олли и Марьей-Рииттой у музея Фаберже. Сентябрь 2017 года

Ученица Приморского центра образования Ксения СМИРНОВА активно занимается творческими исследованиями. В конце учебного года она стала победителем муниципального этапа учебно-исследовательской конференции школьников Выборгского района с работой «Мы жизнь творим как будто ювелиры» (секция – общественные науки).

– Несколько лет назад я побывала в музее Фаберже в Санкт-Петербурге и была просто очарована представленной там ювелирной коллекцией, – рассказывает Ксения. – В залах музея меня сопровождала финская пара – Олли и Марья-Риитта ЮНТУНЕН. Оказалось, что Марья-Риитта – праправнучка ювелира Виктора Аарне, который в свое время работал у Карла Фаберже. Мы подружились, и Марья-Риитта теперь считает меня своей внучкой. Она сказала мне: «На протяжении всей жизни я занимаюсь рукоделием, и пусть мои рабочие материалы – это тесто, бумага, ткани – совсем не такие ценные, какие были у Виктора Аарне, но все-таки и это тоже творчество!»

Это неожиданное знакомство побудило девушку ближе познакомиться с историей фирмы Фаберже и ее мастерами. Сегодня собрание музея Фаберже насчитывает более четырех тысяч экспонатов (за весь период существования ювелирной фирмы, с 1842 по 1918 год, было произведено примерно триста тысяч предметов). В пору расцвета там трудилось около 500 мастеров. Произведенные ими шедевры были выполнены на высочайшем уровне, многие из них уникальны и прославили фирму, а вместе с ней русское ювелирное искусство во всем мире. В свое время клиентами Фаберже были практически все коронованные особы Европы и их родственники, а также политики, предприниматели и артисты. Примечательно, что в Британской королевской коллекции произведений искусства – почти 600 экспонатов с маркой Фаберже, причем 15 из них – созданы Виктором Аарне.

– Как мне удалось узнать, фирма Фаберже столкнулась с большими сложностями во время Первой мировой войны, потому что многих ее мастеров призвали на военную службу. После Октябрьского переворота фирма Карла Фаберже прекратила свою деятельность. Сам он покинул Россию в 1918 году по подложным документам курьера английского посольства. Через два года великий ювелир скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Ксении удалось найти информацию и о Йохане Викторе Аарне, родившемся 6 мая 1863 году в Таммерфорсе (Великое княжество Финляндское) в семье церковного дьячка Юхана Линдстрёма. Он обучался ювелирному делу у известного ювелира – Юхана Эрика Хелльстена. С 1880 по 1890 годы работал в мастерской Августа Холмстрёма, включенной в корпорацию фирмы Фаберже. Затем вернулся в Таммерфорс, чтобы получить звание мастера, и в течение года содержал собственную мастерскую.

– Марья-Риитта рассказала мне, что в 1885 году Виктор женился на 17-летней Хильде Эмилии Косонен. В браке родилось десять детей, четверо умерли в младенчестве. В 1891 году семья переехала в Санкт-Петербург, где до 1904 года Виктор Аарне работал непосредственно на Фаберже. Мастерская располагалась на улице Демидовской, 58 на пересечении с Екатерининским каналом. В ней трудилось 20 подмастерьев и три ученика. Кстати, личное кириллическое клеймо прямоугольной формы с инициалом «BA» можно найти на многих ювелирных изделиях из золота и серебра фирмы Фаберже того периода.

В 1904 году Аарне уступил свою мастерскую Карлу-Густаву-Ялмару Армфельту и переселился в Выборг, жил в доме № 6 по нынешнему проспекту Ленина и еще 30 лет успешно занимался ювелирным делом, имея в этот период личное клеймо «J.V.A». Умер Виктор Аарне 30 июня 1934 года в Выборге, похоронен на кладбище Ристимяки. Марья-Риитта не раз бывала в Выборге, часто проходила мимо дома, где жил ее предок, но не имела возможности зайти в него. Ксения вместе с мамой решили найти возможность побывать в нем и разместили объявление в одной из выборгских Интернет-групп. Жители дома откликнулись, завязалась виртуальная переписка, в которую включился даже представитель компании, занимающейся реставрацией фасада. Таким образом, Марья-Риитта и хранившиеся в ее семье снимки помогли реставраторам узнать, каким был выборгский Дом с медведями в прежние времена.

– Два года назад, когда мы с мамой и братом в очередной раз были в гостях у Марьи-Риитты в Финляндии, хозяйка показала нам кольцо – единственную сохранившуюся вещь, выполненную Виктором Аарне. Помню, как в голове у меня промелькнуло: я могу прикоснуться к изделию великого мастера и даже примерить его!.. А позже, на мамин юбилей, Марья-Риитта вручила нам винтажную брошь, принадлежавшую Хильде Аарне. Антикварная камея на раковине в серебряной оправе не является работой великого ювелира, но он, несомненно, выбрал ее лично и преподнес в подарок своей жене. Если взять в расчет, что Хильда и Виктор поженились в 1885 году в Петербурге, то получается, что броши более 135 лет. Изучив множество разных источников, я, к сожалению, так и не смогла установить, где и кем она была создана. Но традиция – передавать женские ювелирные изделия от матери к дочери – в нашей семье была соблюдена. Радует, что я – единственная претендентка на эту уникальную драгоценность в будущем.

Ксения, конечно, не собирается останавливаться на достигнутом, в ее планах продолжить поиск фактов и документов, связанных с Виктором Аарне (уже направлен запрос в областной архив). Девушка хочет расширить зону исследования местонахождений ювелирных изделий Аарне, а также более тщательно исследовать биографию мастера и обязательно побывать на острове Mummosaari в Выборгском заливе, где когда-то семья Аарне имела дачу.

Маргарита ЗАХАРОВА

Читать все статьи автора Маргарита Захарова

Читайте также