БОРУП
Многие знают, что первое скульптурное изображение героя карело-финского эпоса “Кале-вала”, Вяйнемёйнена появилось в парке Монрепо в 1831 г., за четыре года до того, как Элиас Лённрот выпустил в свет издание “Кале-валы”. Известно также имя автора этой скульптуры - Готтхельф Боруп.
Однако довольно странным образом до самого недавнего времени едва ли не единственным источником сведений о Борупе была работа финской исследовательницы М.Л. Талвиканта, опубликованная полвека назад (и добавим, почти неизвестная в России). Странно и то, что личность Борупа не удостаивалась специального интереса у исследователей и ценителей Монрепо, хотя созданная им скульптура Вяйнемёйнена, бесспорно, стала одним из важнейших “акцентов”, смысловых и эстетических, в Монрепо девятнадцатого столетия. На сегодняшний день, благодаря помощи наших датских коллег, мы знаем о Борупе несколько больше, чем пятьдесят лет назад.
Готтхельф (или, согласно другому написанию, Готтхильф) Боруп родился около 1804 г., предположительно - в Копенгагене. Его отец, Карл Кристиан Боруп, был торговцем шёлком и одеждой. В 1819 г. Боруп поступил в столице Дании в Королевскую академию художеств. В 1824 г. он стал резчиком моделей, т.е. образцов для будущих скульптурных работ. Боруп участвовал в выставках Академии и неоднократно был награжден золотыми и серебряными медалями.
В 1838 г., после возвращения из Рима великого датского скульптора Бертеля Торвальдсена, Боруп начал работать с ним. Вместе со скульптором А. Кольбергом Боруп участвовал в работе над скульптурой Геркулеса и фризом с изображением Голгофы в Кафедральном соборе Копенгаге-на. Эти поздние работы Торвальдсена оказали воздействие на творчество самого Борупа. Также Боруп работал по эскизам Торвальдсена, в частности - участвовал в оформлении главного собора Копенгагена, Vor Frue Kirke. Отметим, что в копенгагенском архиве Музея Торвальдсена хранятся: одно письмо самого Борупа, одно письмо, ему адресованное, и два письма, в которых Боруп упоминается. Работы Борупа выставлялись в Копенгагене в выставочном зале Королевской академии художеств Шарлоттенборг на протяжении 1830–1840-х годов.
Однако Боруп был не просто талантливым скульптором, чьи работы заметили в Королевской академии художеств. В 1829-1833 гг. Боруп создал ряд скульптурных изображений членов датской королевской семьи, в их числе - бюсты короля Фредерика IV (1833), принца Фредерика (1829) и принцессы Вильгельмины (1829). Очевидно, что для того, чтобы изображать членов правящей династии, скульптору требовалось одобрение если не самого правящего монарха, то, по меньшей мере, одобрение ближайших к королю придворных.
Боруп не был новичком или малозаметным ремесленником от скульптуры. Напротив, он был блестяще подготовленным мастером, учеником великого Торвальдсена, выполнявшим ответственные работы для королевского двора и главных соборов Копенгагена. Потому вполне понятно, что Боруп и его работы были замечены владельцем имения Монрепо, бароном Паулем Николаи, который тридцать с лишним лет (с 1816 по 1847 гг.) находился в Дании на дипломатической службе в качестве действительного и чрезвычайного посланника и полномочного министра России при датском королевском дворе. И конечно, неслучайно, что работа Борупа над скульптурой Вяйнемёйнена для Монрепо приходится как раз на те годы, когда Боруп создавал скульптурные портреты членов датской королевской семьи: наиболее вероятно, что в то время именно они были самыми известными работами мастера. Выбор Паулем Николаи датского мастера объясняется ещё и тем, что в Финляндии в эти годы не было ни одного профессионально обученного скульптора.
Появление в Монрепо скульптуры, изображающей Вяйнемейнена, вызвало огромное воодушевление современников и даже стало поводом для стихотворных приветствий, посвященных новому памятнику. Литография по картине датского художника Нильса Радемахера с изображением скульптуры скоро стала популярным сувениром из Монрепо. Впрочем, уже в середине XIX века путешественники отзывались о произведении Борупа весьма скептически, отмечая, что “работа статуи далеко не художественная, но мысль выражена довольно удачно”.
По неизвестным нам причинам, после многих лет вполне успешного творчества, Боруп принял решение покинуть Данию и в 1852 г. эмигрировал в США. За океаном он поселился в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут), где жил в стесненных обстоятельствах до своей смерти в июле 1879 года.
Трудно сказать, знал ли Боруп, уже живя в Америке, что созданный им для Монрепо Вяйнемёй-нен был в 1871 году разбит вандалами. Едва ли. Тем более, что известность созданной Борупом статуи совсем в скором времени должна будет померкнуть перед вторым изображением Вяйнемёйнена, созданного великим финским скульптором Йоханнесом Таканеном.
Однако это обстоятельство не отменяет того факта, что именно Боруп создал, как назвал это академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, “первый в Европе памятник литературному герою” - и этот памятник украсил собой парк Монрепо. Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо” Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”
Однако довольно странным образом до самого недавнего времени едва ли не единственным источником сведений о Борупе была работа финской исследовательницы М.Л. Талвиканта, опубликованная полвека назад (и добавим, почти неизвестная в России). Странно и то, что личность Борупа не удостаивалась специального интереса у исследователей и ценителей Монрепо, хотя созданная им скульптура Вяйнемёйнена, бесспорно, стала одним из важнейших “акцентов”, смысловых и эстетических, в Монрепо девятнадцатого столетия. На сегодняшний день, благодаря помощи наших датских коллег, мы знаем о Борупе несколько больше, чем пятьдесят лет назад.
Готтхельф (или, согласно другому написанию, Готтхильф) Боруп родился около 1804 г., предположительно - в Копенгагене. Его отец, Карл Кристиан Боруп, был торговцем шёлком и одеждой. В 1819 г. Боруп поступил в столице Дании в Королевскую академию художеств. В 1824 г. он стал резчиком моделей, т.е. образцов для будущих скульптурных работ. Боруп участвовал в выставках Академии и неоднократно был награжден золотыми и серебряными медалями.
В 1838 г., после возвращения из Рима великого датского скульптора Бертеля Торвальдсена, Боруп начал работать с ним. Вместе со скульптором А. Кольбергом Боруп участвовал в работе над скульптурой Геркулеса и фризом с изображением Голгофы в Кафедральном соборе Копенгаге-на. Эти поздние работы Торвальдсена оказали воздействие на творчество самого Борупа. Также Боруп работал по эскизам Торвальдсена, в частности - участвовал в оформлении главного собора Копенгагена, Vor Frue Kirke. Отметим, что в копенгагенском архиве Музея Торвальдсена хранятся: одно письмо самого Борупа, одно письмо, ему адресованное, и два письма, в которых Боруп упоминается. Работы Борупа выставлялись в Копенгагене в выставочном зале Королевской академии художеств Шарлоттенборг на протяжении 1830–1840-х годов.
Однако Боруп был не просто талантливым скульптором, чьи работы заметили в Королевской академии художеств. В 1829-1833 гг. Боруп создал ряд скульптурных изображений членов датской королевской семьи, в их числе - бюсты короля Фредерика IV (1833), принца Фредерика (1829) и принцессы Вильгельмины (1829). Очевидно, что для того, чтобы изображать членов правящей династии, скульптору требовалось одобрение если не самого правящего монарха, то, по меньшей мере, одобрение ближайших к королю придворных.
Боруп не был новичком или малозаметным ремесленником от скульптуры. Напротив, он был блестяще подготовленным мастером, учеником великого Торвальдсена, выполнявшим ответственные работы для королевского двора и главных соборов Копенгагена. Потому вполне понятно, что Боруп и его работы были замечены владельцем имения Монрепо, бароном Паулем Николаи, который тридцать с лишним лет (с 1816 по 1847 гг.) находился в Дании на дипломатической службе в качестве действительного и чрезвычайного посланника и полномочного министра России при датском королевском дворе. И конечно, неслучайно, что работа Борупа над скульптурой Вяйнемёйнена для Монрепо приходится как раз на те годы, когда Боруп создавал скульптурные портреты членов датской королевской семьи: наиболее вероятно, что в то время именно они были самыми известными работами мастера. Выбор Паулем Николаи датского мастера объясняется ещё и тем, что в Финляндии в эти годы не было ни одного профессионально обученного скульптора.
Появление в Монрепо скульптуры, изображающей Вяйнемейнена, вызвало огромное воодушевление современников и даже стало поводом для стихотворных приветствий, посвященных новому памятнику. Литография по картине датского художника Нильса Радемахера с изображением скульптуры скоро стала популярным сувениром из Монрепо. Впрочем, уже в середине XIX века путешественники отзывались о произведении Борупа весьма скептически, отмечая, что “работа статуи далеко не художественная, но мысль выражена довольно удачно”.
По неизвестным нам причинам, после многих лет вполне успешного творчества, Боруп принял решение покинуть Данию и в 1852 г. эмигрировал в США. За океаном он поселился в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут), где жил в стесненных обстоятельствах до своей смерти в июле 1879 года.
Трудно сказать, знал ли Боруп, уже живя в Америке, что созданный им для Монрепо Вяйнемёй-нен был в 1871 году разбит вандалами. Едва ли. Тем более, что известность созданной Борупом статуи совсем в скором времени должна будет померкнуть перед вторым изображением Вяйнемёйнена, созданного великим финским скульптором Йоханнесом Таканеном.
Однако это обстоятельство не отменяет того факта, что именно Боруп создал, как назвал это академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, “первый в Европе памятник литературному герою” - и этот памятник украсил собой парк Монрепо. Юлия МОШНИК, заведующая научно-исследовательским отделом ГИАПМЗ “Парк Монрепо” Михаил ЕФИМОВ, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ГИАПМЗ “Парк Монрепо”
Читайте также
-
Сервис «Жизненная ситуация» поможет сменить регион проживания
-
В Россию начали поставлять масло из Арабских Эмиратов
-
Как вести себя в лесу?
-
На обвалившемся участке выборгской набережной работы закончат до декабря
-
Учитель из Выборгского района – в числе лучших
-
С 1 января 2025 года у школьной охраны появится обязательная экипировка