«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ. АНРИ ФРАНСУА ВИОЛЬЕ

«БЛИЖНИЙ КРУГ»  ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ. АНРИ ФРАНСУА ВИОЛЬЕ
1756
«БЛИЖНИЙ КРУГ» ЛЮДВИГА ГЕНРИХА НИКОЛАИ. АНРИ ФРАНСУА ВИОЛЬЕ

(Начало в №№ 14, 20)

Медальон в четырёхугольной раме

Более 30 портретов высокопоставленных придворных и членов императорской семьи написал Анри Франсуа Виолье. Круг «моделей» художника – члены семьи Вюртембергских, семья великого князя, а затем императора Павла I, и лица, составляющие «малый двор». Причем предпочтение Виолье отдавал миниатюрным портретам. Живописный почерк художника, по оценке искусствоведов, отличает отточенность деталей и некоторая «сухость»; излюбленная гамма - холодные голубые и зеленовато-серые тона. 

Само собой разумеется, что Франсуа Виолье на мог обойти вниманием своего близкого друга и сослуживца Людвига Генриха Николаи. Так появляется первый портрет барона, предположительно, в 1785 г. В энциклопедическом издании Д.А.Ровинского «Подробный словарь русских гравированных портретов» приводится описание выполненной с этого портрета гравюры: «Николаи Генрих Людвиг. Медальон в четырехугольной раме, гравирован резцом, ¾ вправо. 5,8 х 3,7. Художник Виолье. Гравер К.Гуттенберг». (По сведениям искусствоведа Д.Роша, в чьей коллекции ранее находился портрет Л.-Г.Николаи, с начала XX в. и по настоящее время эта миниатюра находится в кабинете эстампов в Париже, а гравированный портрет до революции находился в коллекции князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова).

Тем не менее, в коллекции усадьбы Монрепо подобный портрет все же был, и после перемещения ценностей имения в 1940 году хранится в Эрмитаже. В описании говорится: «Картина неизвестного скандинавского художника 2-ой половины XVIII века». Здесь же комментарий искусствоведа: «Картина традиционно приписывается кисти неизвестного шведского художника, хотя нет никаких оснований связывать её с традициями именно шведской живописи. Портрет обнаруживает некоторое сходство с гравюрой Карла Гуттенберга по рисунку Франсуа Виолье, на которой Николаи изображен более молодым и в обратную сторону». И далее: «Можно предположить, что картина Эрмитажа является измененной копией с оригинала более раннего времени». 

Письмо к сыну

Из письма И.М. Николаи к сыну Паулю от 31 января 1816 г. 

«Если вы так настаиваете, мой дорогой, то вы будете иметь мой портрет, но не столь скоро. Надо вам сказать, что папа заказал копию в миниатюре со своего портрета, выполненного Лампи, которой он достаточно доволен и которая предназначается вам. Но до этого она совершит путешествие в Вену с условием, что будет оттуда возвращена, а затем будет отправлена вам. За это время будет исполнен мой портрет в пару к папиному. Это будет копия портрета, знакомого вам, выполненного Вуалем и отретушированного Лампи. Это желание папы, и по правде сказать, я сама предпочитаю послать вам свое изображение того времени, чем сегодняшнего. Кстати, о портрете, я по-прежнему рассчитываю на любезность г-на Гуттенберга и на обещание, которое вы мне дали. А пока передайте ему мой поклон и попросите его не слишком долго заставлять меня ждать».

Первая фамилия, которая упоминается в этом письме – Лампи - это Иоганн Баптист Лампи-старший - знаменитый и обласканный европейскими монархами австрийский живописец, мастер парадного портрета, с 1783 года – любимый портретист венского двора, выполнивший большой парадный портрет императора Иосифа II. Затем Иоганн Лампи на три года был приглашен в Варшаву, где исполнил портреты польского государя Станислава Понятовского, а также самых видных аристократов польского и литовского дворов. Звезда Лампи восходила всё выше, и в 1892 году (по протекции Григория Потемкина) в Санкт-Петербурге он уже пишет портрет Екатерины II в натуральную величину и во весь рост, за что получает немыслимый по тем временам гонорар в 12000 рублей и ежегодное содержание в 7000 руб., вследствие чего задерживается в России на 6 лет и пишет за это время портреты всех особ царской фамилии и многих русских сановников и придворных (кн. П. А. Зубова, гр. А. И. Мусина-Пушкина, А. Б. Куракина, Н. Б. Юсупова и многих других).

Манеру живописи Иоганна Лампи отличает умение эффектно «поставить натуру» и приукрасить её, гармоничный колорит, свободный прием письма, особенно искусный в воспроизведении драпировок. И то, что именно Лампи, которого считали одним из лучших портретистов своего времени и который писал только самых высокопоставленных сановников, пишет портрет Людвига Генриха Николаи, да и еще и переделывает (ретуширует) парный портрет его супруги, говорит о многом: о высоком статусе барона при дворе и, скорее всего, зная человеческие качества Людвига Генриха, о добросердечных дружеских отношениях между ними.  

Вуаль или Виолье? Вот в чём вопрос!

Далее в письме Иоганны Маргареты мы находим упоминание о том, что её портрет ранее выполнен «Вуалем». И здесь можно было бы предположить, что так в данном случае звучит в переводе имя Анри Франсуа Виолье, но дело в том, что в это же самое время при русском дворе работал еще один живописец – Жан Луи Вуаль, и стили живописи двух этих художников были настолько схожи, что до сих пор среди искусствоведов бытует мнение, что Вуаль и Виолье - одно и то же лицо. Чтобы обнаружить достоверные данные о художнике Вуале, предположительно, французе по происхождению, еще в начале XX века искусствовед Владимир Врангель (очерк Вл. Врангеля,  журнал «Старые годы», октябрь 1909 года, отдел редкой книги ГИАПМЗ «Парк Монрепо» – прим.авт.) провел значительные исследования по документам Королевской академии живописи в Париже. Действительно, были обнаружены сведения о художнике, начиная со свидетельства о рождении: Жан Луи Вуаль родился в Париже в мае 1744 года в семье ювелира, учился ремеслу у живописца Друэ-сына, проживал у стекольщика. Кроме того, самые известные свои произведения он создал вне Франции, при русском дворе (вероятно, с 1780 года), вследствие чего был мало известен на родине. Особая же его неудача состояла в том, что его путали как с Анри Виолье, так и с одним французским актером со схожей фамилией (существовал в то время также гравёр Вилле), что и повлекло за собой массу ошибок и ложных выводов, которые с течением времени всё умножались. На самом деле живописец Вуаль известен только портретами масляной живописи и никогда не был миниатюристом. Влияние Друэ очевидно в его творчестве: преобладание светлых и белых тонов, тонкая лепка и отчетливый рисунок лиц, и портрет баронессы с высокой прической, без ленты в волосах явно принадлежит кисти этого художника. А уже отретушированный и подправленный, где Иоганна Николаи выглядит более зрелой, по праву подписан – Иоганн Батист Лампи, 1790. (Парные портреты супругов Николаи художника Лампи сейчас находятся в Национальном музее Финляндии).

Одно «но», и опять неудача, - в отличие от женевца Виолье Жан Луи Вуаль был французом, а после Великой французской революции 1789 года в России к ним относились очень настороженно, а даже был издан указ, в котором от них требовалось клятвенное обещание «неприязненно относиться к революции», под угрозой изгнания. В отпечатанных в «С.-Петербургских ведомостях» списках лиц, давших такое обещание, имени Вуаля не встречается, из чего можно заключить, что он в то время уже покинул Петербург или собирался уехать. Во всяком случае, в 1795 г.  Вуаль проживал в Париже на улице Св.Августина и даже выставлял несколько портретов в Салоне, но после этого прожил всего несколько лет.

Надежда РАССАХАТСКАЯ,  старший научный сотрудник ГИАПМЗ «Парк Монрепо»

Читайте также