Анатолии Яр-Кравченко: художник, запечатлевший время

Анатолии Яр-Кравченко: художник, запечатлевший время
1436
Анатолий Яр-Кравченко

Об Анатолии Яр-Кравченко говорили: «Всевышний подарил ему редчайший дар – схватывать мгновенно и передавать в рисунке характер человека, его душу».

Будущий художник родился в Благовещенске, в семье инженера-путейца. Любимым предметом в школе у мальчика были уроки рисования, которые проводил ученик Шишкина. Как впоследствии вспоминал Яр-Кравченко: «Под влиянием Рябчевского я писал по шесть-семь пейзажных этюдов в день, писал буквально все свободное время, от восхода до захода солнца!»

В 1928 году молодой человек отправляется в Ленинград, надеясь поступить в Институт пролетарского изобразительного искусства [Всероссийская Академия художеств]. Стал посещать кружок-студию в мастерской Н.А. Аникушина, работал в бригаде художников по оформлению ленинградских дворцов-музеев. С 1930 года он художник-корреспондент ряда газет: «Ленинградская правда», «Смена» …

В 1932 году, со второй попытки, А. Кравченко поступает в Академию художеств. Тогда же добавляет к своей фамилии частицу «Яр» и в дальнейшем все свои работы подписывает как Яр-Кравченко. Сделал это по совету поэта Николая Клюева, надеясь сделать свою фамилию более запоминающейся.

В 1935 году ему предложили написать портрет автора книги «Как закалялась сталь» Николая Островского, который в это время был уже прикован к постели. Этот портрет стал единственным портретом Островского, написанным с натуры.

В 1936 году в Академию поступил необычный заказ – ко дню рождения И. Сталина написать портрет вождя, а в качестве натуры использовать фото. Это предложение по понятным причинам сильно смутило большинство художников, тем более что в это время уже шла волна массовых репрессий. И только Яр-Кравченко был уверен в своем мастерстве. В том же году ему был сделан еще один заказ – альбом из 25 литографий, посвященных первому лицу. Альбом вышел в свет многомиллионным тиражом. В каждом кабинете партийного или хозяйственного руководителя, любого уровня находился портрет Сталина работы Яр-Кравченко.

События Советско-финляндской войны также нашли свое отражение в творчестве художника: в 1940-1941 годах он работает над серией рисунков, где изображены Герои Советского Союза Хмагадзе, Краснокутский, Петров и др.

В первые дни Великой Отечественной Яр-Кравченко уходит добровольцем на фронт и становится командиром маскировочного взвода на одном из аэродромов, расположенных на Карельском перешейке. В короткие минуты отдыха рисует. Его герои: летчики, мотористы, оружейники, техники…

Свои рисунки художник пересылал в редакцию газеты «Атака», где они печатались почти в каждом номере. Многие из его портретов были растиражированы в виде почтовых карточек в серии «Истребитель фашистов». Это были первые открытки, посвященные героизму людей, изданные в Великую Отечественную войну.

Тогда же были выпущены почтовые карточки с портретами летчиков-героев, среди авторов – Яр-Кравченко. А вскоре началась работа над его авторским фронтовым альбомом «Летчики-истребители в боях за Ленинград». Типография газеты «Атака», в которой печатался альбом, располагалась в Ленинграде – на первом этаже школы в Басковом переулке. Работа шла в самую суровую блокадную зиму 1941-1942 гг., когда не было отопления, замерзло водоснабжение и канализация, люди падали от дистрофии. Но невероятными усилиями полиграфистов поставленная задача была выполнена. Фронтовой альбом «Летчики-истребители в боях за Ленинград» имел большой успех и вручался отличившимся в боях летчикам. Ввиду такого успеха командование авиацией фронта решило издать альбом «Герои воздушных боев за Ленинград», издание более сложное, состоящее из нескольких буклетов с портретами и стихами. Работа шла три месяца, но в условиях блокадного Ленинграда было технически невозможно осуществить задуманное. В конце марта 1942 г. художники В.В. Морозов и А.Н. Яр-Кравченко вместе с политруком Л.А. Перепеловым были направлены в Свердловск.

В Свердловске они встречались с тружениками предприятий, в окружном Доме Красной Армии открылась выставка «Сталинские соколы в боях за Ленинград», где демонстрировалось свыше 80 рисунков А. Яр-Кравченко. В это же время в Свердловске в серии «Слава Героям» было выпущено 12 почтовых карточек с его рисунками. 

6 мая 1942 года газета «Правда» обратилась с призывом в ознаменование своего 30-летия построить танковую колонну «Работник печати» и начать сбор средств для этой цели. Яр-Кравченко откликнулся сразу же: он сделал рисунок для открытки, которая была издана тиражом 500 000 экземпляров. На открытке изображен огненный таран комсомольского экипажа Ивана Черных, Семена Косинова и Назара Губина, направивших 16 декабря 1941 года свой горящий самолет на скопление вражеской техники в районе Чудово. Средства от продажи открытки пошли на создание танковой колонны.

В 1944 году в Ленинграде была издана книга-альбом «Борьба за Ленинград», в которую вошли лучшие рисунки А. Яр-Кравченко и Виктора Морозова. Главный маршал авиации Новиков позднее писал: «В 1944 году в Ленинграде вышла книга, посвященная его воздушным защитникам. Она превосходно иллюстрирована, в основном рисунками А.Н. Яр-Кравченко. Художник (кстати, в ту пору он находился в Ленинграде) запечатлел и встречу штурмовиков. Но недавно, просматривая книгу, я обратил внимание на то, что Яр-Кравченко изобразил меня и других командиров улыбающимися. Нам, ленинградцам, тогда было не до улыбок. Ожесточенные бои гремели буквально на пороге города. Враг мог видеть окраины Ленинграда уже невооруженным глазом. На город, в котором вместе с населением, эвакуированным из пригородов, скопилось около 3 млн. человек, надвигался голод. И все же, припомнив те дни, я пришел к выводу, что художник, изобразив на наших лицах улыбки, не погрешил против истины. Встречая штурмовиков, мы действительно радовались. Радовались тому, что получили хоть и небольшую, но дополнительную возможность еще крепче бить ненавистного врага, что, наконец-то, лед тронулся – на фронт стала поступать новая боевая техника».

Всего за период войны художник выполнил 560 фронтовых зарисовок. Он был не только очевидцем, но и участником боевых операций, в качестве стрелка-радиста вылетал на бомбардировщике на выполнение боевого задания. Последними его фронтовыми работами были берлинские зарисовки, выполненные в мае 1945 года.

После войны по заказу Литературного музея Яр-Кравченко приступает к созданию портретов советских писателей (более 300). Часть их вошла в состав альбомов «Галерея советских писателей», которые были направлены в библиотеки, школы и клубы. Многие висели в школьных кабинетах литературы.

В 1961 году Анатолий Яр-Кравченко знакомится с масштабными стройками страны – Днепровской, Братской, Волжской гидростанциями. Наблюдает перекрытие Красноярской ГЭС – рисунки публикуются в «Правде», «Советской России».

В эти же годы совместно с художником А.П. Зарубиным они завершают большую работу – «Ответственность на вас» (Встреча писателей на квартире Максима Горького в 1932 году). На ней легко узнать, кроме Горького, – Алексея Толстого, Федина, Фадеева, Шолохова, Маршака, Чуковского, Катаева, Леонова.

А дальше началась эпоха покорения космоса – Яр-Кравченко пишет портреты Юрия Гагарина и Германа Титова. Его кисти принадлежит полотно «Н.С. Хрущев и Ю.А. Гагарин на трибуне Мавзолея 14 апреля 1961 года», портреты многих ученых, изобретателей, композиторов, писателей и поэтов, вошедшие в учебники литературы, химии и физики.

С 1961 года он главный художник АПН. С 1962 года – Председатель Всесоюзной секции художников периодической печати Союза журналистов СССР. В 1969 году Анатолию Никифоровичу Яр-Кравченко было присуждено звание «Народный художник РСФСР». В 1972 году его избирают Президентом Всесоюзного общества филателистов СССР – Яр-Кравченко автор ряда почтовых марок, художественных конвертов и открыток.

Его работы хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом. Украшают собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Они по-прежнему востребованы и пользуются популярностью. В нынешнем году в нашем регионе прошли две выставки его графических работ «Штрихи Победы»: в Кронштадте, в Морском соборе святителя Николая Чудотворца, вторая – в Музее обороны Ленинграда.

Свой дар художника этот человек передал дочери Наталье Талавира. Династию продолжает и внучка – Елизавета Талавира.

Мирхат МУСИН, член исторического клуба Ленинградской области

Вячеслав КОКИН, сотрудник музея «А музы не молчали» Санкт-Петербургской средней школы № 235 им. Д.Д. Шостаковича

Читайте также