И провозгласили они «мир вечный»... Из истории нашего края

И провозгласили они «мир вечный»... Из истории нашего края
336

В колонном зале Межпоселенческой библиотеки работает выставка «Первый мир», посвященная Ореховецкому миру.

Директор Ленинградской областной универсальной научной библиотеки Ирина СЕМЁНОВА, ранее руководившая Межпоселенческой библиотекой, отмечает, что для неё почетно и ответственно показывать землякам свои новые проекты:

- Ведущее направление нашей работы – это краеведение. Как центральная библиотека региона, мы стремимся популяризировать среди читателей краеведческую литератур. Нынешний проект – уже третий, который мы реализуем вместе с художником Владимиром ЗЕНИНЫМ, иллюстрируя историю нашего края.

Открывая выставку, сотрудник отдела краеведения областной библиотеки Леонид МИХЕЕВ познакомил собравшихся с проектом, рассказал о работе над ним. Владимир Зенин сообщил, как выбирает для своих будущих картин сюжеты, связанные с этнографией и историей, об изучении соответствующего исторического периода.

На одной из картин изображен город Ладога (сейчас это село Старая Ладога в Волховском районе). Напомним, что когда-то территория современного Северо-Запада практически полностью принадлежала Новгороду, а в Ладоге был ближайший к Балтике новгородский торговый порт. Морем сюда привозили, в основном, железо, а в Европу уходили меха, кожа, мёд, воск. На картине изображен этот порт, на заднем плане - стены 12 века, защищавшие город от камнеметных орудий. Стоит пояснить, что Ладога, стоящая на реке Волхов и защищавшая новгородские земли от прохода шведских кораблей, была тогда единственной крепостью на этих берегах.

Есть в экспозиции и картина, посвященная нашему городу. Устроители выставки обозначают шведский тогда Выборг и Ладогу Новгородской республики как форпосты противостоящих друг другу стран, как двух соседей, в чем-то похожих, но в коренном смысле отличных друг от друга. По словам Владимира Зенина, он стремился подчеркнуть это не только костюмами, архитектурой, но и погодой, и временем суток: новгородское ясное небо и суровый дождливый Выборг. Примечательно, что по данным историков, на Руси все западные страны называли закатными, в том числе и Шведское королевство. И художник постарался отобразить это в своих картинах.

Интересна работа, посвященная приезду московского князя Юрия Даниловича в Новгород в 1322 году. Тогда практически сразу началась подготовка к походу на Выборг. Мы видим момент прибытия князя на Городище (ныне урочище Рюриково городище): предводитель во властной позе, гости ведут своеобразный диалог с встречающей стороной.

Сюжет другой картины отражает эпизод осады выборгского замка новгородскими и московскими войсками. Согласно летописям, замок обстреливали из так называемых пороков (камнеметные машины, вид которых реконструировал археолог и историк Анатолий Кирпичников). Тут же лучник натягивает тетиву… Известно, что тогда погибло немало воинов, многих шведов взяли в плен, тем не менее осада, длившаяся около трех недель, окончилась неудачей.

Есть на выставке и полотна, посвященные нападению шведов на Корелу (Приозерск) в 1322 году. Любопытно, что дошедшая до нас каменная крепость конца 16 века построена на том месте, где когда-то находилась деревянная.

Еще один сюжет знакомит нас со строительством крепости на Ореховом острове в истоке Невы. Летом 1323 года сюда прибыли королевские послы с предложением о мирных переговорах. Договор, прервавший 30-летний конфликт соседствующих сторон, был провозглашен как «мир вечный», он впервые официально определил границу между Швецией и одной из русских земель.

Межевание границы на местах сопровождалось нанесением государственных символов на рубежные камни, что и видит зритель на одной из картин. Предположительно, к Ореховецкому миру имеет отношение Крестовый камень (Ристикиви), обнаруженный в верховье реки Сестры на территории Всеволожского района.

Напомним, что главным результатом Ореховецкого договора для новгородских и иностранных купцов стало право вести свободную торговлю с городами Ганзейского союза по берегам Невы и Финского залива (на одной из картин мы видим эти купеческие суда – коги). Но по настоящему свободным этот путь станет только во времена Петра Первого, когда на Балтике появится российский военный флот.

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также