А МЕСТА ЗДЕСЬ КРАСИВЫЕ...
В августе 1917 года в домике жителя деревни Ялкала Петра Парвиайнена несколько дней скрывался от Временного правительства Владимир Ленин. Этот факт в дальнейшем и определил будущее название поселка – Ильичево.
В озерах водились щука и корюшка
До 1939 года Ялкала входила в состав волости Кивеннапа Выборгской губернии. В конце XIX века здесь стали появляться дачи состоятельных русских господ, но последние почти исчезают из виду на заре независимости Финляндии. Правда, тогда же на берегах озера Питкяярви (сегодняшнее название Долгое) успели построить большой туберкулезный санаторий.
Основным занятием местных крестьян было земледелие и рыболовство, поскольку деревня была окружена цепью озер, самыми крупными из которых были Питкяярви и Каукярви. В 30-е годы прошлого века в озерах разводили щук, судака и корюшку.
Неподалеку от Ильичево расположен интереснейший природный объект – болото Ламминсуо, с 1976 года являющееся заказником. Это болото покрыто редкой сосной и вереском, оно является местом стоянок птиц на пролете, тока боровой дичи. Обилие болот и озер привлекло внимание к местности ученых, и практически сразу после войны здесь началось строительство научных и экспериментальных лабораторий.
В 1950-1960 годы в Ильичево работали базы Государственного гидрологического института: экспериментальная болотная станция, главная экспериментальная база, ледотермическая лаборатория, изучавшая ледовый покров на водоемах в зимний период, гидрофизическая лаборатория, лаборатория аэрометодов, завод экспериментальных производственных мастерских.
Мельник? Нет, электрик
Численность постоянного населения поселка сегодня насчитывает 1200 человек, летом же цифра возрастает в разы – Ильичево давно стало привлекательным дачным местом для петербуржцев.
Председатель Совета ветеранов Первомайского поселения Валентина КЛАВЕН жила здесь более полувека:
– Мы с мужем, Альбертом Борисовичем, прибыли в Ильичево сразу после окончания института, в 1957 году. Здесь было четыре двухквартирных коттеджа. Возводились они по шведским технологиям: квартиры двухэтажные с хорошим подвалом, рассчитаны они были на две семьи. Но при дефиците жилья в поселке, коттеджи поделили на четыре семьи. С нами по соседству жил мужчина, я мужа как-то спрашиваю, кто он такой, на что Альберт ответил: какой-то Мельник… Я не поняла, что это фамилия, удивилась: тут что, еще и мельница есть? Нет, отвечает муж, он электрик. Позже наш сосед женился на учительнице начальной школы Нине Ивановне. Кстати, Нина МЕЛЬНИК и сегодня живет в поселке.
Школа была в той части здания, где сегодня располагается отделение Первомайского центра «Кивеннапа», а во второй половине жили строители, возводившие дома в поселке. В этом здании сегодня ведет прием глава местной администрации Фанис МАРДАНОВ, располагается библиотека. А с другой стороны, с отдельным входом, – помещение Совета ветеранов. Раньше здесь было крыльцо, по которому ходили с опаской, но благодаря местной власти, появилось новое - с козырьком и перилами.
Доктор, где вы?
В уютной комнатке Совета ветеранов Валентина Михайловна показывает мне несколько стендов с фотографиями: участники войны, ликвидаторы Черно-быльской АЭС, местные ребята – военнослужащие разных частей.
Сразу за зданием можно увидеть стадион с искусственным покрытием. Идем дальше – здание медпункта с небольшой квартирой для врача.
– К сожалению, пока нет у нас доктора, не хотят молодые специалисты работать в сельской местности. Как было здорово в прежние времена, когда выпускников вузов распределяли по учреждениям! А сегодня все выбирают комфортные места, где можно хорошо заработать.
Что еще есть в поселке? Почта, детский сад, начальная школа, магазины, баня, несколько ярких детских игровых комплексов. С центральной площади, где высится памятный обелиск, открывается вид на небольшой красивый особняк – раньше это была гостиница, сегодня – общежитие.
– Вокруг обелиска каждое лето высаживаем цветы, а в прошлом году подход к памятнику выложили плиткой, установили скамейки, урны… Здесь и дети играют, и старики отдыхают.
Детский сад – подарок депутата
В Ильичево органично сочетаются старые, построенные по шведским технологиям деревянные двухэтажные домики с новейшими трехэтажными корпусами. Летом уютные дворики утопают в зелени - жители стараются облагораживать цветники возле подъездов и частных домов. Много деревьев: сосны, березы...
Идем вдоль центральной улицы, останавливаемся напротив здания детского сада, который делит его с начальной школой:
– Помню, в годы моей работы в качестве местного депутата в детском садике не хватало мест, а как раз шла предвыборная кампания в областное Законодательное собрание. Мы с жителями посоветовались и написали письмо кандидату. Он откликнулся, и через год у нас было построено новое здание.
В поселке ведется активное строительство: три современных дома уже заселены, три – готовятся к сдаче. По словам Валентины Михайловны, ранее на месте домов была свалка… А сегодня – вполне комфортабельный район. На улице Лесной, которая ведет к озеру, аккуратный домик – это лесничество. Дорога в нынешнем году заасфальтирована.
– Не хватает поселку клуба, раньше он размещался в помещениях лаборатории аэрометодов – такие вечера и праздники устраивались!.. Теперь лаборатории не существует, помещения пустуют, а в муниципальную собственность оформить помещение клуба невозможно.
Здесь моя молодость, здесь моя жизнь
Сегодня семья Клавен живет в соседнем поселке Симагино, но Ильичево остается для Валентина Михайловны родным:
– Мне здесь очень нравится: у меня здесь была интересная работа – в лаборатории, общественная деятельность – сначала в Совете депутатов, теперь в – Совете ветеранов, много друзей. Здесь росли наши дети, появились внуки и скоро будет правнук!
Можно сказать, что Ильичево – моя вторая родина, моя жизнь здесь была наполненной и интересной, я видела, как поселок строился, разрастался, мне знакома каждая улица, каждый житель...
Несмотря на то, что Валентина Клавен возглавляет ветеранскую организацию, к ней обращаются по любому вопросу, и она никому не отказывает. На протяжении всей жизни она придерживается девиза: можешь сделать доброе дело – делай.
Главная экспериментальная
Из всех научных лабораторий сегодня в поселке осталась лишь Главная экспериментальная база Государственного гидрологического института. В ее состав входят лаборатории: гидрофизическая, гидравлическая (русловая), дистанционных методов и ГИС (ранее Лаборатория аэрометодов), а также прямолинейный 140-метровый и круговой градуировочные бассейны и установки для метрологических исследований. Старейший сотрудник русловой лаборатории, который трудится здесь почти 60 лет, Альберт КЛАВЕН соглашается провести для меня экскурсию по зданию. В свое время Альберт Борисович в соавторстве с З.Д. Копалиани написал книгу «Экспериментальные исследования и гидравлическое моделирование речных потоков и руслового процесса», за которую они получили высшую премию в области гидрометеорологии.
По широкой, но, к сожалению, обветшавшей лестнице поднимаемся на третий этаж, останавливаемся в «холле славы». На главной стене – доска, где вывешены портреты людей, приложивших в разные годы к развитию института и базы много усилий. Альберт Борисович увлеченно рассказывает об истории института, создании экспериментальной базы:
– Когда в 1947 году Гидрологическому институту понадобилось возведение главной экспериментальной базы, долго выбирали подходящее место. А в Ильичево совпали несколько факторов: условия для изучения русловых процессов и процессов в водоемах, болота, верхний слой подземных вод, их фильтрация… Здесь же реки, озера, болота. Кстати, с северного торца здания ГЭБ предполагалось возвести плотину, которая бы перекрыла речку и образовалось бы таким образом водохранилище, выходящее в Долгое озеро. Уровень воды предполагалось поднять метра на полтора, предохраняя берега от больших затоплений. А полезную призму воды предполагали использовать в работе на всех установках базы.
Немаловажны и бытовые условия: близость к Ленинграду, хорошее транспортное сообщение – из Ленинграда до Зеленогорска ходил поезд, а от станции можно на лошади, на автобусе, машине. Кстати, в штате нашей ГЭБ была лошадь (для оперативной передачи данных в институт), и конюх.
Неподалеку, на берегах озер, остались с финских времен казармы, поначалу в них и жили. А руководство разместили в добротных коттеджах, тоже финских. Позже началось возведение другого жилья, и из этого вырос поселок.
Для строительства ГЭБ в Ленинграде был создан строительно-монтажный трест Гидрометстрой. Перед ГЭБ стояла задача по изучению закономерностей развития русловых процессов, разработке методов расчета и прогноза русловых деформаций при проектировании и строительстве мостовых переходов, линий электропередач, газо- и нефтепроводов, водозаборов, насосных станций. На тот момент это была серьезная задача.
Первые эксперименты
– Мы с Валентиной Михайловной приехали в Ильичево в 1957 году, помню, сами высаживали березы вокруг здания, – рассказывает Альберт Клавен. – И в этом же году в лаборатории были поставлены первые эксперименты. А условия какие: окна даже не все застеклены, не все двери, крыши над лабораторией не было. Помню, мы смастерили первый небольшой гидравлический лоток (желоб, по которому течет вода). Привлекли к работе местного слесаря: на металлическую балку приделали лоток шириной всего 6 см, стенки – из обычного оконного стекла, а щели залили воском. Воды натаскали ведрами из реки. Настал торжественный момент – все радуются, нажали кнопку, насос заработал, вода потекла по лотку… И вдруг видим: одна капля, вторая, третья из дна лотка… А в тот момент наш руководитель проекта господин Лапин отлучился для того, чтобы дать телеграмму директору института: первая экспериментальная установка успешно введена в строй! Возвращается, а у нас вода ручьем из желоба течет. За годы работы, каких только приборов не придумали, и все до сих пор работают, несмотря на нанотехнологии.
От Камчатки до Кольского полуострова
Вместе с Альбертом Михайловичем мы спускаемся в большой экспериментальный зал, проходим в лабораторию, где установлено оборудование для разделения грунтов на фракции.
– Сегодня здесь мы работаем над воссозданием модели небольшого кусочка Дона, на этой реке несколько гидроузлов, а сейчас там предполагается создать еще один, для обеспечения судоходства. Мы прорабатываем все варианты. Сначала будем проводить эксперименты с рекой в том виде, как она существует, а затем установим предполагаемые для эксплуатации сооружения – будем наблюдать, как они будут работать, к чему приведут изменения. Кстати, в свое время проект дамбы, предохраняющей Санкт-Петербург от наводнений, изучался именно здесь. Почти за 60 лет моей трудовой деятельности в этой лаборатории, выполнено около двухсот исследований разных участков рек от Камчатки – до Кольского полуострова.
Потом мой спутник приглашает корреспондента еще в один огромный зал, мы поднимаемся на платформу. Заглядываю в кабину, изучаю приборы - вот и я косвенным образом приобщилась к работе ученых... Технику обслуживает замечательный мастер своего дела Юрий ВАХРАМЕЕВ, отдавший службе в ГЭБ более полувека. Признается: эта работа ему по душе. И тут я неожиданно узнаю про моего собеседника совсем уж удивительный факт: оказывается, время службы в ВВС Юрий совершил 25 прыжков с парашютом.
Раньше на ГЭБ трудилось более сотни ученых, говорят, даже приходилось организовывать летнюю лабораторию под открытым небом: не вмещались все проекты в зал. А сегодня масштабы другие: здесь работает не более 25 человек.
Маргарита ЗАХАРОВА
Читайте также
-
В России продлили особый порядок продажи зарубежных лекарств до конца 2025 года
-
Выборжцы получили региональные награды — знаки отличия за вклад в развитие
-
Футбол круглый год
-
Собор Петра и Павла: жизнь духовная и культурная
-
В следующем году в российских отелях могут разрешить невозвратные тарифы
-
В 2025 году за неуведомление о начале работы предпринимателей накажут строже