2 МИЛЛИОНА НА КОНСТАТАЦИЮ. НЕ ДОРОГОВАТО ЛИ?..

2 МИЛЛИОНА НА КОНСТАТАЦИЮ.  НЕ ДОРОГОВАТО ЛИ?..
617
2 МИЛЛИОНА НА КОНСТАТАЦИЮ. НЕ ДОРОГОВАТО ЛИ?..

Выборг. Реставрация от первого лица.

Продолжая в рамках информационного проекта общественного движения “Я люблю Выборг” знакомиться с результатами работы проектировщиков, готовивших документы для будущей реставрации, мы вновь встречаемся со специалистом ООО “АК-Проект” Ольгой ЗАЙФИТ.

Когда настал черёд знакомиться с тем, что сделало предприятие “АК-Проект”, выигравшее конкурс на проектирование реставрационных работ по башне Ратуши и Часовой башне, участники встречи испытали, мягко говоря, шок. Сданный только 17 ноября (при условии закрытия контракта 30 октября) в областной комитет по культуре (орган госохраны) в двух бумажных экземплярах (в электронном “не просили” - в 21 веке!) проект реставрации башни Ратуши со сметой в 6 миллионов рублей на всю реставрацию… Это при том, что только на проектные работы государство предусматривало 10 миллионов 700 тысяч рублей, а выиграло его “АК-Проект” за 2 миллиона. Стоит ли удивляться, что уценившие свой “профессионализм” в пять раз проектировщики и в смету реставрации заложили чуть ли не одну лишь побелку башни, отлично понимая, что реально смета должна составлять не менее ста миллионов… 

Самым непоправимым в данном случае может стать то, что государство только один раз выделило средства на проектирование реставрации и один раз выделит на саму реставрацию сумму, указанную в смете.

Но отложим пока эмоции. Хотя, как их отложишь? Это возмущённые таким отношением к нашим родным памятникам журналисты могли задать вопросы (практически безответные, невнятные междометия – не в счёт) главному архитектору проекта (ГАП) Ольге Зайфит, а возмущённые горожане куда пойдут? Правильно, в администрацию. А администрация, в данном случае, -такой же возмущённый “горожанин”; заказчиком работ является Министерство культуры, которое - в Москве. А индульгенцией проектировщиков становится 44-й федеральный закон о госзакупках. В соответствии с ним, они большие молодцы – сэкономили государству восемь с лишним миллионов.

“Я художник не местный…”

- У нас же смета делается только по рабочим чертежам, был только эскизный проект, рабочей стадии не было. Приблизительно что-то можно сделать и по благоустройству, -  говорит Ольга Зайфит на следующий день после сдачи проекта. - Изначально вот такая вот смета была сделана в рамках контракта на 300 позиций в дефектной ведомости и 130 - в смете реставрационных работ. Все вопросы к тому, кто делал смету, я не знаю, кто составлял такое задание. Бывают условия контракта такие, что надо наспех делать смету. По-хорошему эту смету надо делать гораздо больше. 

Примечание для сравнения: в смету реставрации Крепостного вала на Замковом острове разработчики проекта рассчитали необходимую сумму в 69 миллионов, на реставрацию башни Святого Олафа - 375 миллионов.

- А нельзя сразу было заложить в смету столько средств, сколько надо?

- Нельзя. Всего два с половиной месяца на выполнение сметы в рамках контракта, - отвечает Ольга Зайфит. – Это проект приспособления. Что хотим, то и делаем.

На глазах изумлённой общественности

Интересующиеся жители Выборга наблюдали историю заключения этого контракта практически on-line. Информация о конкурсах, суммах и даже отсканированные государственные контракты с подписями ответственных за их исполнение людей висят в Интернете в открытом доступе, как и акты государственной историко-культурной экспертизы по проектам реставрации. 

Конкурс на проектирование рес-таврации башни Ратуши был объявлен, как и все конкурсы по Выборгу, 25 марта. 10 июля был подписан государственный контракт с генеральным директором “АК-проект” Андреем РОМАНЕНКО. Срок сдачи работ - 30 октября. Победным критерием оказалась, в данном случае,  цена и, соответственно, экономия средств федерального бюджета.

После такого существенного демпинга, конечно, появились опасения в успехе.

Что успели за два месяца

- По башне Ратуши сделаны все обмеры, все рабочие чертежи – в рамках контракта и в рамках заданного формата, - перечисляет Ольга Зайфит. -  Опорный план – только натурные исследования, самого проекта не было в смете заложено. Историко-архивных работ не было заложено. Сделаны рабочие чертежи на реставрацию ограждений, лестницы. Самым страшным было состояние 4-го и 5-го ярусов. Мы сделали зондажи по трещинам, их можно было сделать и гораздо больше, но в рамках контракта и отпущенных двух с небольшим месяцев было сделано 14 зондажей.

На первом ярусе будет воссоздан свод, уровень пола будет опущен на 60 сантиметров. Полы, поскольку есть засыпка, считаются тёплыми, отопление и другие коммуникации не предусмотрены. Инженеры рассчитали, что бетонный пояс сильно давит на стены, поэтому его надо убирать.

- Не пояс надо убирать, а стены укреплять! Как вы вообще работали без исторической справки? – не выдерживает автор предыдущих разработок архитектор-реставратор Ирэн ХАУСТОВА. - Ведь это же базовый документ, отражающий историю и определяющий типологию объекта. И почему вы не познакомились с предыдущими проектами? Ко мне никто не обращался!

Главный архитектор проекта повторяет, что в задании историко-архивные исследования не были предусмотрены.

Формально получается, что вроде бы все работы по контракту выполнены, но не сделано ничего... За 2 миллиона бюджетных денег нам “объяснили”, что нужно … сделать некое благоустройство и использовать башню, а уж как - придумывайте сами… Например, дозаказывайте другие необходимые вам проекты сами, говорит главный архитектор проекта, который и должен был предложить, как нам использовать Башню Ратуши. А то, что башню нужно реставрировать, благоустраивать, белить и использовать, понятно даже школьнику и без двух миллионов рублей.

“У Часовой башни время ещё есть”,

 по словам Ольги Зайфит:

- Часть работ сделана, часть - ещё продолжается. Ожидается, что мы сдадим её где-то 25 ноября. Устраним недоделки, и к середине декабря работы будут окончены.

Физическое состояние её ещё хуже, чем у башни Ратуши, особенно там, где расположена стропильная система, оценивает она. Кирпичная кладка - труха. В конце прошлого года, напомним, Часовая башня была одета в леса, на ней проведены противоаварийные работы, закрыты все проёмы. В настоящее время, правда, проёмы открыты для удобства обмеров проектировщиками. Но по окончании обещают все опять закрыть.

Создалось впечатление, что пока проект ещё не доработан, есть надежда, что смета реставрации всё-таки будет близка к адекватной цифре. Проектировщице даже понравилась идея закрыть устройство часов прозрачной перегородкой, чтобы люди могли наблюдать за работой старинного, на зависть работоспособного, механизма.

Уже озвученный результат по башне Ратуши предсказывает нам, что проект по Часовой башне ждет такая же “судьба”.

Отметим особо, что “времени у Часовой башни уже нет” - это по “мнению” государственного контракта, заключенного с тем же генеральным директором АК проект Андреем Романенко. Срок сдачи работ,  как и по Ратуше, - 30 октября. 

Будущий пользователь пока планирует... 

По мнению заместителя директора Выборгского музея-заповедника Александра СМИРНОВА, другого применения башням, кроме экспозиционных площадей, не найти. Обе - неотапливаемы, с одним выходом, без возможности доступа для маломобильных групп населения. По мнению же Ирэн Хаустовой, за стеной башни Ратуши можно было бы построить некий объём (ею еще  в 1974 году были выполнены разработки), который бы не диссонировал со средневековой эстетикой; там бы и разместили инфраструктуру гостеприимства, и по частично воссозданному пряслу (стене, переходу) можно было бы организовать доступ на второй ярус  для инвалидов и всех посетителей вообще.

В пользу организации в башне Ратуши не только экспозиционных площадей выступают и гости города, оставляющие свои отзывы в специальных книгах при учреждениях и на Интернет-форумах: по пути от Замка до Эрмитажа некуда зайти. Поэтому, наверное, решение об использовании объектов будет приниматься после дискуссии. 

Что же касается Часовой башни, то все согласны, что она вполне может стать музеем одного экспоната – часов. И этого ей будет достаточно для паломничества  туристов.

Возможно ли что-то исправить?

В заключение встречи главный архитектор проекта повергла всех участников в культурный шок своим предложением: “Давайте сейчас придумаем какой-то выход”. Заметим, что это заявление прозвучало спустя сутки после сдачи документов в орган госохраны.

Самое рациональное, что в данной ситуации можно сделать: надо дождаться акта экспертизы, который обязательно появится на сайте органа охраны (комитета по культуре ЛО). Затем, на взгляд специалистов, целесообразным будет проведение научно-методического экспертного совета для того, чтобы дать возможность профессионалам высказать свою точку зрения о будущем двух городских башен. Только двух миллионов рублей уже никто никому не заплатит...

 

Читайте также