ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ВЫБОРГЕ. ПРОГИМНАЗИЯ

 ЖЕНСКИЕ  УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ВЫБОРГЕ. ПРОГИМНАЗИЯ
1304
ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В ВЫБОРГЕ. ПРОГИМНАЗИЯ

Мысль об учреждении женских учебных заведений в России, питомицы которых, вступая  в общество, вносили бы в него зачатки гражданских и семейных добродетелей , возникла еще у Петра 1.

У  казом от 24 января 1724 года Петр 1 предписал монахиням воспитывать и обучать грамоте девочек-сирот. В Москве, в Санкт-Петербурге при Евангелической церкви Святого Петра открылись школы для девочек.

В царствование Елизаветы (1741-1761) в России впервые появляются частные женские пансионы, которые содержались иностранцами, преимущественно французами. В этот период было положено начало женскому педагогическому образованию.

После смерти Екатерины Второй в 1796 году судьба женских учебных заведений, находившихся под ее покровительством, перешла в руки Императрицы Марии Федоровны, а точнее, в руки Ведомства учреждений Императрицы Марии - органа, специально созданного для руководства заведениями сиротского и учебно-воспитательного типа, открытых либо на средства членов Императорской семьи, либо какого-нибудь благотворительного общества.

Деятельность этого учреждения в области женского образования была направлена на то, чтобы создать цельную систему женских учебных заведений, наделив ее не только стройной и законченной внутренней организацией, но и сформулировать основные цели и задачи женского образования, поэтому для всех классов общества, всех званий, чинов, независимо от положения, занимаемого  родителями девочек, были учреждены учебные заведения с определенным курсом обучения.

Они подразделялись  на соответствующие категории с подробным перечислением тех, кто по происхождению, чину и общественному положению имел право отдавать в них своих дочерей.

Женские гимназии просуществовали в России  до 1918 года и были представлены тремя типами: гимназии Ведомства учреждений Императрицы Марии, Министерства народного просвещения и частные, принадлежавшие отдельным лицам или различным обществам. Официальное  Положение, регламентировавшее жизнь женских учебных заведений, указывало, что цель женского воспитания состоит в образовании добрых жен и полезных матерей  семейств. Этой цели соответствовала программа женских учебных заведений .

Мысль об устройстве в Выборге женского русского общеобразовательного учебного заведения, хотя бы в размерах прогимназии, возникло тогда, когда потребность в таком учебном заведении сказывалась чуть ли не в каждом русском семействе. Для детей мужского пола правительство дало возможность получить такое образование - было открыто Выборгское реальное училище. Частных русских женских школ с общеобразовательным курсом в городе не было. В то время, как шведское, финское и немецкое местные общества уже давно имели частные или государственные общеобразовательные женские школы, русские, за неимением такой школы, должны были посылать своих дочерей учиться в эти, для них иностранные, учебные заведения, в которых дети не выучивались порядочно ни Закону Божию в духе православной веры, ни русскому языку, ни отечественной истории, так как эти предметы преподавались неудовлетворительно или вовсе не преподавались. Открыть русское  женское учебное заведение можно было при содействии русского общества, которое могло бы дать хотя бы небольшие материальные средства. Просить об этих средствах правительство было несвоевременно, так как значительные казенные суммы были  затрачены на устройство только что открытого Реального училища.

Для сбора средств многим русским жителям Выборга было предложено принять участие в материальном обеспечении учебного заведения, и установлена единица  взноса или пая. Пай был определен в 100 финских марок. Таким образом, многие жители города смогли принять участие в учреждении прогимназии. Ко времени открытия прогимназии число пайщиков составляло 23 человека, а самих паев было внесено на сумму 6600 финских марок, но этой суммы было недостаточно. Рассчитывать на значительный сбор платы за учение с учащихся, предположив,  что их будет 40-50 человек, тоже было невозможно. Пришлось обратиться за содействием к человеку, всегда близко к сердцу принимавшему интересы русского образования, - председателю Совещательного комитета по делам русских учебных заведений в Финляндии - генералу  Александру Леонтьевичу  Гагемейстеру. Он выхлопотал для прогимназии субсидию в 2500 финских марок. Помогло и то обстоятельство, что директор Реального училища господин Сербулов и преподаватель того же училища господин Бурсиков пожелали безвозмездно давать уроки: первый - по арифметике, а второй - по русскому языку.

Когда вопрос о средствах был решен, были приглашены законоучитель - священник В. Нередицкий и преподавательницы: В.П. Зверева, окончившая курс в институте благородных девиц, П.Н. Суслова, окончившая педагогические курсы при Мариинской гимназии, М.П. Иванова и К.Ф. Крыжановская - бывшие смолянки (причем последняя окончила институт с большой золотой медалью), А.А. Берг - выпускница Николаевского института.

По рекомендации компетентных  лиц на должность начальницы прогимназии была  приглашена преподавательница  Гельсингфорской русской Мариинской женской гимназии С.В. Елистратова. 

Русская женская прогимназия была четырехклассным частным учебным заведением, которое содержалось на частные пожертвования. Обучение в ней было платным и составляло 150 финских марок в год с каждой ученицы. Решение об освобождении  от платы или ее уменьшении принимал Учредительный комитет.

Программа в прогимназии состояла из обязательных и необязательных предметов.

Обязательными предметами были: Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, география, история, естествознание, чистописание, рисование, рукоделие и пение.

К необязательным относились уроки танцев, шведский и финский языки, которые преподавались для желающих за установленную Комитетом плату.

В прогимназии обучались преимущественно дети дворян и чиновников, купцов и фабрикантов.

Уже первый год существования прогимназии показал, что в Выборге могла быть создана и женская гимназия, тем более, что курс обучения в прогимназии не давал возможности получить общее образование.

В связи с этим Высочайшим повелением от 19 июня 1886 года частная женская прогимназия в Выборге была преобразована  в женскую гимназию и отнесена к Министерству народного просвещения.

Хранящиеся в Ленинградском областном государственном архиве в  Выборге документы (протоколы заседаний педсовета, таблицы о числе учащихся, программы, правила для учениц и другие) всесторонне освещают деятельность Выборгской женской прогимназии.

Ярослава ДАВЫДОВА, ведущий архивист ЛОГАВ

Читайте также