ИДИ И СМОТРИ!..

ИДИ И СМОТРИ!..
ИДИ И СМОТРИ!.. ИДИ И СМОТРИ!..
"ВРЕМЯ ЖИТЬ, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ, ВРЕМЯ НАРУШАТЬ ПРАВИЛА"

Выборгское "Окно" стартует с ретро-фильма режиссера Рената ДАВЛЕТЬЯРОВА "Пацаны". Ши-рокий доступ зрителя к картине планируется только в ноябре 2014 года.

Ренат Давлетьяров, которому уже за пятьдесят, в ту, уже довольно далекую эпоху безмятежного застоя, как раз был в пацанском возрасте. Правда, немного помладше главных героев.

Вообще масштаб режиссера – это то, что в первую очередь должно вызвать интерес к фильму. Не стоит обольщаться, что прекрасный актерский состав (особенно это касается отечественного кинематографа) гарантирует фильму успешную жизнь в прокате. Случается, конечно, но далеко не всегда. Опытный зритель всегда обращает внимание на личность режиссера. Поэтому уместно будет сказать несколько слов о Давлетьярове.

Мы не сильно ошибемся, если скажем, что Ренат Фаварисович из того поколения, чья зрелость формировалась на стыке двух эпох. Ломка стереотипов, ветер перемен, поиск и реализация себя – все это не отменяет ностальгии по времени, когда можно было просто жить, просто любить и нарушать правила.

Что же касается опыта, то Давлетьяров работал с такими фигурами и на таких кинопроектах, которые уже давно обзавелись эпитетами "легенда" и "классика". Как актер, он снялся в картинах "Стрелец неприкаянный" (1993 г.) и "Катала" Сергея БОДРОВА-старшего (1989 г.). В съемочной группе соловьевской "Черной Розы – эмблеме печали…" он работал в качестве заместителя директора, а в "Трех сестрах" того же Сергея СОЛОВЬЁВА уже был директором картины. Также в качестве директора он трудился на съемках знаменитого фильма Н. Тягунова "Нога" (1991 г.).

В активе Давлетьярова-режиссера пока пять лент, зато список Давлетьярова-продюсера будет подлиннее. Все продюсируемые им проекты - коммерчески успешны, хотя сомнительны с точки зрения "высокого искусства". Пожалуй, среди "Иронии судьбы-2" и "Любовей-морковей" наиболее качественным можно назвать психоделический ужастик "Юленька" (2009 г.).

Рассказывать фабулу фильма "Пацаны" накануне фестивального просмотра нет смысла. Достаточно сказать, что мир семидесятых в смысле "трудно быть молодым" не так уж критично отличается от мира сегодняшнего; только что не такой политизированный.

В главной женской роли снялась самая "спортивная" из "Папиных дочек" Дарья МЕЛЬНИКОВА: у нее в активе уже много ролей, в том числе и в давлетьяровской картине "Стальная бабочка". В главной мужской роли – двадцатилетний и пока мало кому известный Юрий ДЕЙНЕКИН. В фильме заняты и аксакалы российского кино: непревзойденный автор отечественных мелодрам Дмитрий АСТРАХАН, актеры Сергей ГАРМАШ и Андрей МЕРЗЛИКИН.

А Ренат Давлетьяров готовится удивить зрителя ремейком еще одной легендарной экранизации "А зори здесь тихие" по повести Бориса Васильева. Натурные съемки будут проходить в Карелии.


КИНОЦЕЛИТЕЛЬ КАРЕН ШАХНАЗАРОВ

Уже в воскресенье, 10 августа, стартуют мастер-классы XXII-го кинофестиваля "Окно в Европу". Всего их будет четыре, и каждый из них достоин особого внимания горожан. Потому что это будут встречи с настоящими Мастерами.

Все встречи с мастерами кино (и не только кино) проходят на площадке библиотеки Алвара Аалто. Начало – в 12.30.

Первым мэтром, который открывает фестивальные мастер-классы, будет уже ставший легендарным глава Мосфильма, режиссер, сценарист, продюсер Карен ШАХНАЗАРОВ.

6 лет тому назад он оформил в слова свою миссию в кинематографе: "Моя профессия - это как профессия врача. Я свои картины делаю (и обязан делать) для людей любых взглядов - левых, правых, коммунис-тов, либералов, христианских демократов, для всех...". Может, поэтому практически все его фильмы быстро становились классикой отечественного кинематографа?

"Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Курьер", "Город Зеро" - золотая коллекция восьмидесятых. "Американская дочь", "День полнолуния", "Цареубийца" - отражение непростых девяностых. "Всадник по имени Смерть". "Белый тигр". "Палата № 6" - зрелая позиция и осмысление начала нового века через призму исторических событий. В одном из интервью Шахназаров сказал: "Я всю жизнь служил богу по имени Кино". И сейчас уже всем понятно, что продолжает это служение, пытаясь исцелить отечественный кинематограф от неизбежных детских и подростковых болезней.


ЦИВИЛИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ ПРОТИВ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВЕРЫ

Кшиштоф ЗАНУССИ представит свой фильм "Инородное тело" уже вечером в воскресенье, 10 августа, а 11 августа в центральной городской библиотеке Алвара Аалто состоится мастер-класс трижды увенчанного Каннскими лаврами режиссера.

По словам Занусси, фильм, который заявлен в номинации "Копродукция", снимался в течение четырех лет. Почему так долго? Оказывается, фильм был запущен в производство на родине, в Польше, и поначалу финансировался польским фондом поддержки кино. Беда пришла, откуда не ждали. По сюжету в качестве антагониста присутствует глава некоего филиала мировой энергетической корпорации – бизнес-вумен в своем самом отвратительном воплощении. А в Польше достаточно сильное феминистическое лобби, которое сумело надавить на фонд, угрожая, что не допустит фильм в прокат. Официальная версия феминистического протеста: топ-менеджер женского пола не может быть воплощением зла. Финансирование прекратилось, и лишь поддержка российских спонсоров спасла фильм.

Картина совместного производства Польши, Италии и России уже трижды демонстрировалась у нас в стране в рамках общественных показов. Но официально "Инородное тело" стартует в прокате осенью 2014 года. Одну из ролей сыграла российская актриса Чулпан ХАМАТОВА, а в небольшом эпизоде засветился Михаил ЕФРЕМОВ.

Фабула фильма также густо замешана на международных контактах. Главный герой – добрый и религиозный итальянец Анджело, который искренне влюблен в польскую девушку Касю. Кася вроде отвечает взаимностью, но в один прекрасный день осознает, что ее предназначение – стать христовой невестой. Девушка возвращается в Польшу, где начинает готовиться к постригу. Анджело едет вдогонку за невестой и, чтобы как-то прожить в чужой стране, устраивается на работу в крупную международную энергетическую корпорацию.

Естественно, верующий молодой человек сталкивается с жесткой корпоративной системой подавления, которая диктует свои правила жизни. Жесточайший и бесчеловечный корпоративный дух, особенно страшный тем, что генерируется женщинами, противопоставляется христианской морали. В этой прекрасно отлаженной машине обезличивания Анджело является "инородным телом", хотя точнее было бы назвать его "инородной душой"…

Фильм обозначен маркировкой "18+" и будет интересен, в первую очередь, людям верующим. Всем тем, кто ищет в вере спасения цивилизации, будет интересно общение с великим польским режиссером на следующий день в рамках мастер-класса, который стартует в 12.30 в библиотеке Алвара Аалто.


РОДОМ ИЗ "ЮНОСТИ"

Во вторник, 12 августа, в рамках кинофорума "Окно в Европу" в стенах библиотеки Алвара Аалто состоится еще один мастер-класс. На этот раз в роли Мастера выступит писатель Юрий ПОЛЯКОВ.

Для отечественного кино Поляков не чужой и не пришелец со стороны, потому что его литературный дар вызывал и вызывает живейший интерес у кинематографистов страны. Достаточно вспомнить, сколько его повестей было экранизировано.

Но вначале эти, как сейчас бы назвали, "информационные", а скорее культурологически значимые, "бомбы" увидели свет на страницах когда-то популярнейшего в стране журнала "Юность". Вначале "Юность" напечатала его "ЧП районного масштаба", и на следующий день бывший педагог (Поляков окончил педагогический вуз и даже успел поработать школьным учителем) проснулся знаменитым. Эта и еще другая вещь - "Сто дней до приказа" - были созданы начинающим литератором еще в начале восьмидесятых годов и, по понятным причинам, не могли прорваться к читателю в период застойно-застольного общественно-политического некроза. Но как только это стало возможным, кино обрело в лице Полякова генератора идей, точного наблюдателя и аналитика советской и российской действительности. Обе повести очень быстро были экранизированы.

Помимо "Ста дней… и "ЧП…" по произведениям Юрия Полякова сняты фильмы: "Работа над ошибками", "Левая грудь Афродиты", "Игра на вылет", "Замыслил я побег...", "Козленок в молоке", "Парижская любовь Кости Гуманкова". Кроме этого, Поляков является соавтором сценария фильма Станислава Говорухина "Ворошиловский стрелок". Впрочем, Поляков многогранен: он не только прозаик, поэт и сценарист, но еще и драматург. Его пьесы ставятся на многих площадках страны. Сейчас Юрий Поляков, оставаясь писателем и регулярно получая литературные премии высшего уровня, все чаще ассоциируются с публицистикой и даже с общественно-политической деятельностью. С 2001 года он – главный редактор "Литературной газеты". В настоящее время Поляков - член Совета при президенте РФ по культуре и искусству и доверенное лицо Владимира Путина. Последняя его идея, касающаяся судьбы отечественного кинематографа, была продекларирована год тому назад, и звучит она примерно так: "Кино должно работать на страну".

Естественно, что писатель за постперестроечное время прошел определенный эволюционный путь, существенно подкорректировав свои бунтарские взгляды. Но от этого он не перестал быть писателем. В любом случае, встреча с Мастером обещает быть неординарной, яркой, философской, метафоричной и, конечно, нескучной.


"МАЛЬЧИКАМ" УЖЕ ПЯТЬДЕСЯТ

12 августа в кинотеатре "Выборг-Палас" вновь покажут фильм Михаила КАЛИКА "До свиданья, мальчики". Через 50 лет с тех пор, как он вышел на экраны в далеком 1964 году. Тогда фильм бывшего сидельца получил жесточайшую критику и безоговорочную зрительскую любовь.

Остается только удивляться, почему телевидение сейчас практически не вспоминает о кинематографическом наследии Калика. Ведь и сам фильм, и повесть Бориса Балтера, легшая в основу сценария, до сих пор способны обворожить любое поколение.

Михаил (Моисей) Калик уже давно живет в Израиле, с 1971 года. Он покинул Советский Союз в достаточно зрелом возрасте, когда ему было 43 года. Всю жизнь он ощущал на себе невидимый и удушающий штамп, проклятие пятой графы - "еврей". Первый раз его будущую карьеру спас режиссер Михаил РОММ, не побоявшись отстоять своего студента в самый разгар антисемитизма. Но все равно по доносу вместе с группой студентов в 1951 году он был арестован по делу молодежной антисоветской террористиес-кой организации и приговорен к 20 годам исправительно-трудовых лагерей. Прошел такие тюрьмы и лагеря, как Лефортово и ОЗЕРЛаг, реабилитирован в 1954 году, восстановлен на третьем курсе института. В 1958 году Калик окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея ЮТКЕВИЧА).

В одном из интервью он сказал: "У меня было три университета: два института и лагерь".

На следующий день после демонстрации картины, в среду, 13 августа, анонсируется мастер-класс режиссера - последний в рамках XXII-го фестиваля российского кино "Окно в Европу". Как всегда общение пройдет в библиотеке Алвара Аалто. Начало в 12.30.

А вечером того же дня на сцене театра драмы и кукол "Святая крепость" состоится концерт, где будет звучать музыка к фильмам Михаила Наумовича, написанная так рано ушедшим от нас Микаэлем ТАРИВЕРДИЕВЫМ. Кстати, отец Калика – Наум Моисеевич – был актером еврейского театра, а позднее – актером театра кукол. Концерт обозначен рефреном, который проходит через весь фильм о трех юношах из Евпатории: "Нам казалось, что впереди нас ждет только радость".

Формат мероприятия - концерт-общение с Михаилом Каликом. Ведущая - Вера ТАРИВЕРДИЕВА. Участвуют: Ольга ДЗУСОВА (вокал), Алексей ГОРИБОЛЬ (фортепиано), Рустам КОМАЧКОВ (виолончель). В программе - музыка Микаэла Таривердиева, созданная для фильмов Михаила Калика "До свидания, мальчики!", "Человек идет за солнцем", "Любить", "Цена", "И возвращается ветер".

Начало в 22.00.
Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев