И ТУРИСТАМ, И ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА

И ТУРИСТАМ, И ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА
И ТУРИСТАМ, И ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА И ТУРИСТАМ, И ЖИТЕЛЯМ ГОРОДА

В Выборгском замке представлен ряд интересных выставок, привлекательных как для туристов, так и для жителей города, интересующихся прикладным искусством. Это выставка творческого союза петербургских мастеров по войлоку под названием «Антология войлочной шапки»; небольшая по объему, но ёмкая по содержанию выставка керамики «Союз пяти стихий», а также выставка исторической вышивки и женского рукоделия «Цветы севера».

К аждая экспозиция позволяет нам заглянуть в историю развития промысла. Так, на выставке «Антология войлочной шапки» представлена история войлочных головных уборов и их современных интерпретаций. Здесь можно увидеть модные шляпки начала 20 века «слош» и «таблетка», минимодели тирольской шляпы, узнать, что такое «сванка»... Кроме исторических и классических моделей здесь представлены авторские фантазийные головные уборы. Можно примерить на себя любую из авторских моделей. Кроме того, здесь выставлены деревянные болванки прошлых столетий для изготовления изящных женских шляпок.

Выставка «Цветы севера» отчасти перекликается с предыдущей, но несет в себе иную смысловую нагрузку и, по словам куратора Натальи СЕНАТОРОВОЙ, представляет трансформацию рукоделия от сакрального к утилитарному. Оформлена выставка с большим вкусом и фантазией. На натянутых веревках, как на связующих нитях, – «весенняя сушка» вышитых и домотканых изделий. А с каждым шагом мы попадаем в иную эпоху...

Посетители также увидят авторские работы художника-костюмера из Петербурга Ольги МИХАЙЛОВОЙ. Костюмы, сделанные ее руками, мы видим во многих исторических фильмах, например в «Матильде Ксешинской». Привлекут внимание коллажи, включающие элементы росписи, вышивки и других техник питерской художницы Светланы ЖУКОВОЙ.

«Союз пяти стихий» – земли (глины), огня, воды, воздуха и дух самого человека-мастера, – так определяют составители выставки керамики. По опыту известно, что многие люди затрудняются сказать, что значит слово «керамика».

В переводе с древнегреческого «керамос» –  изделия из обожженной глины, мастеров называют керамистами. Общеславянское же древнее название гончарного производства произошло от слова «гърньць» – «горшок». Ещё в 1909 году в окрестностях Выборга недалеко от станции Таммисуо была обнаружена большая стоянка эпохи неолита – Хаурюнмяки. На территории площадью свыше 8 тысяч кв. метров было собрано около 70 тысяч искусно орнаментированных фрагментов глиняных сосудов, относящихся к культуре гребенчатой керамики (3000 – 1800 г.г. до н.э.), их высота достигала 35-48 см, изделия имели устье 30-40 см и заострённое дно.

Находки, относящиеся к трем периодам «гребенчатой керамики» (по способу её украшения в виде гребёнки), указывают на присутствие людей в этом месте в течение, по крайней мере, целого тысячелетия. В экспозиции «Союз пяти стихий» представлены предметы рыбной ловли – грузила, а также черепки древних сосудов, которые лепили ещё «жгутовым» способом (из глиняных жгутов).

Керамист Александр КОЛОСОВ здесь же проводит мастерклассы – на гончарном круге или вручную поможет слепить на мастер-классе свистульку, игрушку или сосуд.

Елена ОЛЕНИНА

 

Имя*:

Отправляя форму, я даю согласие на обработку персональных данных.
* — Поля, обязательные для заполнения

0 комментариев