ВРЕМЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ

И вновь у нас в гостях профессор кафедры региональной политики и политической географии Санкт-Петербургского государственного университета Николай  МЕЖЕВИЧ. 

- Профессор, пришло время подводить итоги первой половины года. Какие новости в нашей региональной экономике?

- Мой первый учитель экономики говорил, что его никогда не удивлял фокусник в цирке, достающий кролика из шляпы. И добавлял: вот вырастить кролика, особенно в товарном количестве, - это действительно серьезная задача, почти фокус. Так вот, в Ленинградской области, в той прошлой экономической жизни, это удавалось. Затем начался странный период куриных окорочков из США, бананов из Финляндии, картофеля из Польши. К счастью, это уже история. 

Возвращаясь к итогам полугодия, отмечу, наши результаты  адекватны общей экономической ситуации в стране и мире. Может быть, даже так: итоги полугодия показали, что Ленинградская область поработала лучше, чем позволяли внешние условия. 

- Влияет ли мировая экономическая конъюнктура на нашу жизнь в Ленинградской области?

- Да, влияет, и это влияние неоднозначно. В мировой экономике все быстро меняется. Приведу пример. У Ленинградской области давние и эффективные связи с провинцией Хэбэй (Китайская Народная Республика) еще недавно можно было услышать: ну зачем нам это далекое и бедное государство? Сегодня мы знаем, что это далеко небедное и совсем недалекое от нас государство. Новая ситуация в экономике и политике, проект Нового шелкового пути может сделать Ленинградскую область одним из важных транзитно-логистических центров на пути из Китая в Европу.

Да, теоретически в этом качестве (транзит в Европу) могла бы сработать Прибалтика, но там уже давно решили разобрать рельсы на восток. Были планы у Украины, но в настоящее время этот путь Китаем даже не рассматривается. Так что транзитная функция Ленинградской области прирастать будет Китаем, тем более это уже работающий маршрут (через порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга). Потенциально это очень большие объемы, рабочие места, перегрузка, сервис. 

Что же касается санкций, то на это надо смотреть именно с экономической точки зрения. У нас, наконец, появился шанс поставить свое сельское хозяйство в равные условия с европейским, основанным на дотациях и перекрестном финансировании.  Да, это не нравится посредникам, спекулянтам, контрабандистам и …. торговым сетям, руководители которых стыдливо закрывают глазки, увидев французский сыр на своем пороге. Понимание этой ситуации заставило руководство страны пойти на жесткие меры. 

 Санкции сделают нас в конечном счете более эффективными, помогут развитию сельского хозяйства, а оно начнет подтягивать другие отрасли экономики. 

- Все-таки, с чем, с какими цифрами мы пришли к годовщине образования Ленинградской области?

 - Отвечая на этот вопрос, прежде всего хотелось бы сказать: так как прошедший год был весьма непростым для всех, но у нас, в Ленинградской области, многие проблемы формирования бюджета были решены, что называется, на опережение. В результате кризисные проявления нас затронули несколько в меньшей степени, чем другие  субъекты федерации

По ключевым параметрам у нас ситуация такая: промышленное производство сохранилось на уровне 2013 года. В строительстве был рост почти 10%. Очень неплохой результат в жилищном строительстве – рост 15%. С положительной динамикой сработало сельское хозяйство

Реальные денежные доходы населения, подчеркиваю, реальные не выросли, хотя предшествующие годы этот показатель давал губернатору и правительству области повод для законной гордости.

Всех нас огорчил рост потребительских цен, он составил за прошлый год 11,4%. По этому показателю мы не только не перегнали, но, скорее, отстали от среднероссийских показателей.  

В 2015 году, к сожалению, не удалось переломить имеющиеся отрицательные тенденции. Индекс промышленного производства за январь-май 2015 года составил 97,5% от уровня прошлого года, уменьшился объем выполненных работ в строительстве, тем не менее, в Ленинградской области введены в действие крупное производство по сборке электротехнического оборудования, предприятия торговли, станция технического обслуживания,  школьное образовательное учреждение, центр оздоровительного отдыха, поликлиника и так далее. 

Продолжалась газификация, в первом полугодии порадовало и сельское хозяйство. За январь-май объем сельскохозяйственного производства вырос на 4,2%, так что губернатор Дрозденко, говоря о том, что санкции помогут нам развивать сельское хозяйство, абсолютно прав. 

Кстати, в мае начался процесс снижения цен на продовольственные товары практически по всему диапазону…

- Но это, наверное, сезонный фактор?

- Снижение цен началось и на непродовольственные товары, радиотовары, электротовары и даже - очень небольшое - на медикаменты. Согласитесь, телевизор все-таки не сезонный товар. 

- Скоро выборы, но после них губернатор, который будет выбран жителями Ленинградской области, займется ключевыми проблемами экономики. Поэтому вопрос: какие еще есть резервы регионального развития?

- Вы правы, сейчас такая ситуация, что любой губернатор просто обязан, получив уведомление избирательной комиссии, немедленно начинать работу. Естественно то, что если выберут А. Дрозденко, будет проще: для него все проблемы знакомы, все задачи очевидны. Знаете, у американцев есть такая полушутка: избранный президент год празднует, год работает, два года готовится к следующим выборам. К счастью, у нас ситуация другая. 

Возвращаясь к вашему вопросу, я хотел бы обратить внимание на поручение руководства страны главам регионов сформировать штабы, которые займутся улучшением инвестиционного климата. Здесь не надо стесняться конкуренции между субъектами федерации. В разумных пределах она нужна, а для контроля есть Москва. 

Далее следует продолжать взятый курс на развитие транспорта. Усть-Луга, по оценкам экспертов, в ближайшей перспективе может стать одним из крупнейших портов в Европе. В целях обеспечения возрастающих объемов перевозок в направлении порта Усть-Луга ОАО “РЖД” реализует комплексный инвестиционный проект реконструкции участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива. Необходимо бороться за формирование бизнес-климата, адекватного реалиям XXI века, особое внимание обращая на развитие контактов с КНР. 

Ну, и конечно, еще одним резервом является оптимизация управленческой структуры правительства региона, завершение реформы местного самоуправления. 

 

Читайте также