Аферисты атакуют по городским телефонам

Аферисты атакуют по городским телефонам
585
Аферисты атакуют по городским телефонам

Киберпреступность, или телефонное мошенничество, продолжает оставаться одной из глобальных проблем для отечественных органов правопорядка и для жителей России. Это признано на самом высоком государственном уровне, а полицейские подтверждают, что количество краж, грабежей, разбоев и прочих  преступлений меркнет перед числом злодеяний с использованием современных технологий.

Обман по телефону давно никого не удивляет. По подсчётам экспертов, в России ежедневно совершается до 20 миллионов попыток обмануть доверчивых собеседников. Конечно, удаются далеко не все, но жертвами ловкачей становятся люди разных возрастов, социального и образовательного уровня. Хотя в СМИ неустанно говорят о том, что доверять абонентам, представляющимися силовиками, сотрудниками банков, органов социального обеспечения, работниками муниципалитета, поликлиники и пр. не следует. Это именно мошенники, цель которых одна – надуть свою жертву.

Хотя сейчас тактика преступников несколько изменилась. Они предпочитают звонить на домашние (стационарные) телефоны. И вот почему. В основном, сейчас домашними телефонами пользуются пожилые и престарелые граждане. Их, по определению, легче обмануть, чем молодёжь или представителей среднего возраста. Старики, конечно, знают о мошенниках, но нередко связывают это с мобильными телефонами или Интернетом. Если на городской номер обращаются из «Ростелекома» или «поликлиники», далеко не каждый пенсионер отнесётся к звонку с недоверием. На это и рассчитывают преступники. Тем более, что сейчас мобильные операторы стараются противодействовать мошенникам с помощью современных технологий. Городская телефонная связь не может этим похвастать из-за отсутствия технической возможности. Из вышеупомянутых 20 миллионов попыток мошенничества около трех  с половиной приходится как раз на городские телефоны.

На удочку киберпреступников недавно едва не попалась одна из выборгских пенсионерок. Её и прежде беспокоили мнимые сотрудники «Ростелекома» и социальных служб с предложением продлить абонентский договор и поучаствовать в беспроигрышной лотерее с гарантированным выигрышем для ветеранов труда. На сей раз сценарий был более продуман и достоверен.

Некий мужчина с приятным голосом, позвонив по домашнему номеру, сказал, что является сотрудником поликлиники, объяснил, что пенсионеров, согласно какому-то федеральному медицинскому проекту, записывают на определённую, крайне необходимую процедуру, и предложил выбрать время на конкретный день. Женщина процедуру проходила и раньше, ничего плохого не заподозрила и выбрала удобный час посещения. Звонивший попросил сообщить данные страхового свидетельства для подтверждения записи, получив их, поблагодарил и отключился. Женщина почувствовала какой-то подвох и попросила родных проверить информацию о приёме у врача. В поликлинике подтвердили, что день, на который  записали пенсионерку, действительно проводится процедура, выполняет её врач-мужчина, но, конечно, никто не предлагает пациентам поучаствовать в проекте и уж точно медики не спрашивают номер и серию СНИЛС.

На следующий день женщине позвонила лже-следователь. «Вы вчера передали мошеннику данные, которыми могут воспользоваться преступники. С вашего счёта похитят деньги, переведут их на помощь вооружённым силам страны, находящейся с нами в состоянии вооружённого конфликта, и вы будете считаться пособницей врагов!» – «Что же теперь делать?», – спросил растерянная пенсионерка. – «Ждите, скоро вам перезвонят мои коллеги, что-нибудь придумаем», –  обещала «следователь». Ждать бабушка не стала, а снова позвонила родным. Тем не сразу удалось убедить её, что на связь снова выходили мошенники, и следующим их предложением наверняка будет перевод сбережений на безопасный банковский счёт, а лучше всего – снять их и передать спецкурьеру.

И надо же такому случиться, что через несколько минут по домофону позвонили неизвестные, представившиеся сотрудниками полиции. Уже никому не верившая выборжанка, решившая, что мошенники пожаловали лично, не сразу их пустила и даже предложила прогуляться по известному адресу. Однако оказалось, что это настоящие сотрудники правоохранительных органов. Они не обиделись на неласковый приём, представились и объяснили, что их петербургские коллеги отслеживают некоторые подозрительные звонки, поступающие на номера квартирных телефонов. После чего выборгские стражи порядка объезжают адреса, по которым, как правило, проживают пенсионеры, и проводят профилактические беседы.

Скорее всего, «доктор» получил сведения о СНИЛС, так как эта информация позволяет взломать аккаунт на «Госуслугах» и совершить какую-либо подлость. Пенсионерка далека от виртуальной реальности, потому найти её на портале не удалось. Тогда мошенники воспользовались планом «Б», который, к счастью, тоже провалился. Интересно, что после визита правоохранителей звонки от мошенников пока не поступают. А если поступят, выборжанка не станет вступать в диалог с актёрами погорелого театра, а просто пошлёт их далеко и надолго. И правильно сделает.   

 Сергей КАРСАКОВ

Читать все статьи автора Сергей Карсаков

Читайте также