ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. ЦЕЙХГАУЗЫ
Цейхгауз (нем. Zeughaus) – воинский склад оружия, боеприпасов, обмундирования, снаряжения, продовольствия и т.п. Учетом и хранением и выдачей имущества в цейхгаузах ведали каптенармусы (унтер-офицерское воинское звание). В Выборгском замке, как и в любом другом, несомненно, изначально имелись кладовые, складские помещения, но специализированные каменные здания цейхгаузов были построены на переднем дворе замка лишь в XVII в., а свой современный облик приобрели в XVIII–XIX вв.
В прежние, далекие времена на переднем дворе замка располагались, в основном, деревянные, хаотично расположенные, разные по высоте, объему и назначению здания. Наиболее насыщенной, кипучей и разнообразной жизнь здесь была во второй половине XVI в. Согласно дошедшим до нас сведениям, тогда среди построек нижнего двора были кузница (1549), бойня «из досок и бревен», поварня, кладовая, «тайный дом», конюшня «с 4-мя дверьми», «новый дом горожан» (1562), церковь (1567), пивоварня «с двумя вмонтированными котлами», писарская изба и кладовая (1574), баня и т.д. Конечно, с течением времени облик двора менялся: сносились устаревшие постройки, на их месте возводились другие. Точное месторасположение их неизвестно. В 1575 г. двор был вымощен камнем. И если воображение перенесло бы нас в то время, то представьте себе: гремит кузница, варится пиво, ржут лошади, по своим делам спешат слуги, воины, ремесленники, священнослужители, снуют женщины, бегают ребятишки… Словом, примерно та картина, что мы видели в фильме Алексея Германа «Трудно быть богом». (Кстати, фильм этот снимался как раз в нижнем дворе Выборгского замка).
В 1578 г. «позади пивоварни … /был/ вырыт котлован и в нем вбиты под фундамент сваи для укрепления, которое должно протянуться до кузницы». Эти работы стали началом строительства внешней каменной оборонительной стены, призванной заменить устаревшее дерево – земляные шканцы и больверки. Стена эта стала продолжением ранее возведенной южной стены, от которой до наших дней сохранился фрагмент с шестью бойницами.
На плане Замкового острова 1615 г. мы видим стену завершенной, дугой охватившей остров с западной и частично с северной стороны, по краям ее уже видны пристроенные изнутри здания. На северо-востоке от последнего здания к северному флигелю главного корпуса шла стена «прерываемая воротами». (В конце XVIII в. эта стена и последние здания по дуге были снесены).
К концу XVII в. внешний вид переднего двора изменился: деревянные строения были срыты и заменены каменными домами, был выстроен примыкающий к стене «ряд взаимосвязанных каменных домов» – цейхгаузов - а между ними, на месте бывшей бойни, – построено в 1630-х гг. двухэтажное каменное здание канцелярии с помещениями для архива и писарей на верхнем этаже, с подвалами и камерами для арестантов на первом. Многие здания на дворе и среди них «старая казначейская комната», церковь, две комнаты над подвалом канцелярии и др. – изменили свое назначение: были переоборудованы под склады для зерна.
В 1710 г., при осаде Выборга войсками Петра I, от снарядов и зажигательных ядер русской артиллерии значительная часть замковых построек была разрушена, в том числе пострадала оборонительная стена переднего двора и здания цейхгаузов, примыкавших к ней изнутри. Наиболее интенсивно ремонтно-строительные работы начались здесь, в основном, уже после заключения в 1721 г. Ништадтского мирного договора. Согласно документам, 23 января 1724 г. Петр I приказал «Выборгскую фортецию» осмотреть и составить план необходимых работ, а для этого отправить в Выборг «генерал-майора от фортификации Кулона и полковника инженера Дебринии». В конце июля из Выборгской канцелярии майору Выборгской крепостной артиллерии Генде был послан указ, согласно которому ныне «велено … починивать гарнизонными солдатами», а о том, сколько потребуется для предстоящих в 1725 г. работ, «мастеровых и работных людей, лошадей и других всяких припасов», немедленно сообщить в Выборгскую канцелярию. В отправленной затем ведомости майор, прилагая перечень всего необходимого, уведомил, что фундамент каменной стены «из бревен сделан и весь сгнил», если его не чинить, то стена скоро упадет. Крыши на строениях «весьма худы и у многих палат … обвалились». А поскольку «в оные палаты можно класть много провианта и артиллерию и полковые припасы», то если их не чинить, то они «вовсе скоро пропадут». Ремонтно-восстановительные работы продолжались в течение ряда лет. Постепенно на стене, обращенной к валу, были заделаны пробитые артиллерией проломы. На внутренней ее стороне поднялись здания цейхгаузов. Стены первых (считая со стороны Комендантского дома) зданий были выстроены заново, из кирпича, и только на первом этаже (особенно внутри) сохранились фрагменты гранитных стен более ранних построек.
Из зданий переднего двора самым ранним по времени является первое (по дуге) здание в форме треугольника. Его стены возведены частично из камня (гранита), большей же частью – в период более поздних строительных работ - из кирпича. Предположительно, обращенная к Комендантскому дому дугообразная стена – остатки башни Узника, первое упоминание о которой относится к 1561 г. По сведениям, в башню вела деревянная лестница, входная дверь была обита 16-ю нагрудниками от рыцарских доспехов, а внутри имелась «дверь-люк», которая вела в «нижнюю башню» или подвал. В 1689 г. большая часть башни была срыта и перестроена. По сведениям, сообщенным Альфредом Хакманом, на том месте, где стояла башня, было «поставлено сводчатое арестантское помещение с духовой печью, двумя дверьми и одним окном, забранным решеткой». Сведений об арестантах этой тюрьмы, как и башни Узника, не обнаружено. Позднее это здание использовалось как складское помещение. Планы Замкового острова за период 1780–1845 гг. свидетельствуют о том, что на этом месте находилось двухэтажное здание с «ветхой крышей, покрытой досками», в котором хранилась «разных ведомств денежная казна». («Следы» этой каменной – из гранита – «денежной кладовой» и сейчас хорошо видны на фасаде здания).
В следующих за треугольным зданием трех цейхгаузах (№№ 2–3–4) в XVIII в. находились, в основном, провиантские магазины и кладовые. Еще в ходе Северной войны в ряде городов были устроены продовольственные склады и магазины. Свое существование они продолжили и в мирное время. В указе от 23 января 1724 г. «О назначении городов, в которых должны быть провиантские магазины», сообщалось, что согласно предыдущему повелению Петра I, девять запасных магазинов уже построено, а в тех городах, где «велено», имеется запас провианта. Среди перечисленных городов значится Выборг. В XIX в. из обветшавшего главного корпуса, превращенного в склад оружия, амуниции и различных воинских принадлежностей, все это постепенно переводится в цейхгаузы нижнего двора, и здесь формируются оружейные и инструментальные склады артиллерийского ведомства, оружейные склады Выборгского крепостного батальона.
Следующее за цейхгаузами каменное здание (№5), построенное в XVII в. из камня, в шведский период служило губернской канцелярией и одновременно тюрьмой; в русский период (XVIII в.) в нем находились на втором этаже штатгалтерская и провиантская канцелярии, на первом – офицерская и солдатская караульни. После того как Выборгская губерния была присоединена к автономному Великому княжеству Финляндскому, здание было передано городу под губернскую тюрьму финляндского гражданского ведомства. В 1826 г. здание было надстроено из кирпича до третьего этажа. С конца 1840-х гг. (план 1848 г.) двухэтажное здание (№ 4), примыкавшее к тюрьме слева, также стало относиться к финляндскому тюремному ведомству. Губернская тюрьма располагалась на Замковом острове до 1884 г. Согласно планам Замкового острова, в 1887 г. эти здания стояли порожними, в 1890 г. они превращены в цейхгаузы, исключая верхние этажи бывшей тюрьмы. Здесь второй этаж был отведен для писарей штаба крепости, третий – для писарей управления крепостной артиллерией. В 1910-е гг. в этом здании располагалась искровая станция и радиомастерская Выборгского гарнизона. (В настоящее время это административный корпус Выборгского музея-заповедника).
Справа от здания тюрьмы располагались еще два (на этот раз самых «молодых» из всех построек замкового комплекса) цейхгауза (№№ 6, 7). На плане 1756 г. они показаны, как «вновь строящиеся под огнестрельные вещи цейхгаузы». Видимо, бывшие здесь ранее постройки были снесены. Вновь возведенные из кирпича здания во 2-й половине XVIII–XIX вв. использовались под провиантские магазины и кладовые артиллерийского ведомства. По свидетельству Ф. Лёфгрена, в 1871 г. первое из них – двухэтажное здание (ныне Выставочный зал) – значится как «дровяной сарай», который «разрушается от старости и находится в плохом состоянии». Вскоре здание было отремонтировано, на месте старых фасадов были возведены из кирпича новые. Последнее, одноэтажное здание с «высоким чердаком» (№ 7), перегородками разделено на три помещения, каждое с отдельным входом. Справа и слева от дверей – небольшие окна. Еще по одному окну находилось на задней стене каждого отделения (в настоящее время они заложены). В среднем отделении здания находился одно время винный магазин (план острова 1783 г.), в конце XVIII в. (план 1797 г.) – «денежная кладовая артиллерийского ведомства». Впоследствии здания использовались по различным назначениям.
В настоящее время здания цейхгаузов, как и весь комплекс построек этого единственного в России замка, остро нуждаются в реставрационных работах. Наш музей активно посещают туристы из различных регионов нашей страны, из многих государств мира, и то, что они видят визитную карточку нашего города в нынешнем его состоянии, не делает нам чести.
Зинаида НОВОСЕЛОВА, старший научный сотрудник Выборгского объединенного музея-заповедника
Фото Алены Головач
Читайте также
-
В нашем городе проходит фестиваль спасателей «Выборгский рубеж»
-
Художники приносят праздник
-
В Выборгском районе пьяный мигрант схватился за нож
-
Перед новогодними каникулами Госжилнадзор еще раз инструктировал «управляйки»
-
Выборгский гарнизонный военный суд вынес очередные приговоры
-
Родительская общественность региона обсуждает в Выборге проблемы воспитания