ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. РАЕКАЛЛИО

ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. РАЕКАЛЛИО
1015
ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК ОТ А ДО Я. РАЕКАЛЛИО

Весной 1928 г. в выборгских книжных магазинах появилась в продаже небольшая, в сто с лишним страниц, книга с изображением Выборгского замка на обложке. Книга называлась «Выборгский замок. Его история и достопримечательности». Несмотря на то, что издание выглядело очень скромно и не могло бы составить конкуренцию дорогим и хорошо иллюстрированным путеводителям, книга скоро нашла своих благодарных читателей. И неслучайно. Это в прямом смысле слова была «книга, которую ждали» – самое первое издание, посвященное Выборгскому замку. Об этой книге и ее авторе, журналисте Илмари Раекаллио, наш сегодняшний рассказ.

Конечно, и раньше в серьезных исторических трудах, в популярной литературе, даже в школьных учебниках находилось место для упоминания о Выборгском замке и его истории. Но отдельной книги о замке не было. Многочисленные гости Выборга, для которых в дневные часы был открыт доступ на Замковый остров и на смотровую площадку башни св. Олафа, вынуждены были обходиться без экскурсионного сопровождения, без карт и указателей. Книга о замке решила эту проблему и сделала замок более открытым. 

Но не меньше, чем туристам, эта книга нужна была самим жителям Выборга. В книге Раекаллио не было особой научной новизны, автор опирался на труды своих предшественников-историков: Г. Лагуса, Й.В. Руута, А. Хакмана. Новым был сам стиль изложения. Впервые о замке, о его владельцах, о его башнях и тайных ходах, о его истории – с момента основания и до современности – было рассказано кратко и увлекательно, с массой интересных деталей и пояснений. Благодаря этим качествам книга Илмари Раекаллио о замке до сих пор сохраняет свою ценность. Ее переиздание 1993 г. еще раз подтвердило, что книга «прошла проверку временем».

Кем же был автор книги о Выборгском замке? Дать ответ на этот простой вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Илмари Йоханнес Раекаллио (1896–1952) был на редкость одаренным человеком, который сумел проявить себя и в живописи, и в музыке, и в фотографии, и в журналистике.  Знакомые говорили про него: «Когда другие делают как получится, он делает так, как задумал». Музыкальный талант Илмари Раекаллио унаследовал от своей матери, знаменитой в Финляндии оперной певицы Дагмар Марии Хагельберг-Раекаллио (урожденной Сарлин). Дагмар Хагельберг-Раекаллио, прославившаяся в вагнеровском репертуаре, шведка по национальности, стала первой певицей, дававшей концерты на финском языке. Она первой исполнила на финском вокальные сочинения Малера. Отец Илмари, Йоханнес Хагельберг-Раекаллио, инспектор домов призрения, был книгочеем и любителем астрономии. В их выборгском доме знали и ценили национальную культуру Финляндии и Швеции, и именно в семье Илмари привили любовь к истории Выборга.

В Выборг семья Раекаллио перебралась в 1890-х гг., за несколько лет до рождения Илмари. Дагмар много гастролировала (в том числе в Германии, Венгрии, Эстонии), руководила хором в Ювяскюля, а в 1920-х гг. вернулась в Выборг, чтобы преподавать вокальное мастерство в городском музыкальном училище. Музыкальные способности Илмари были скромнее. Он известен как автор нескольких популярных песен. Кроме того, он был талантливым пейзажистом и вполне мог бы зарабатывать себе на жизнь ремеслом художника. В 1920-х гг. в Выборге даже состоялась его персональная выставка. Позднее он принимал активное участие в деятельности Выборгского общества художников.

Но еще больше, чем музыка или живопись, Илмари Раекаллио привлекала фотография. В качестве фотографа он сотрудничал с самым популярным иллюстрированным журналом Финляндии – «Суомен кувалехти». Он любил фотографировать шторм, молнии, бурю. А однажды поднялся над Выборгом на самолете, увидел город сквозь облачную пелену – и навсегда полюбил фотографировать облака. Но главной темой его фотографий был Выборг: его дома, площади и парки. И, конечно, замок. Большая и видавшая виды камера Раекаллио моментально появлялась там, где что-то происходило. Фотографирование было частью его журналистской работы, которая и была его основным профессиональным занятием. 

С 1920 г. Илмари Раекаллио был постоянным сотрудником главной газеты Выборга – «Карьялы». Он  возглавлял отдел городских новостей, вел репортажи о культурных событиях, писал о строительстве, промышленности, о военных учениях, и всегда сопровождал свои статьи фотографиями. В итоге к середине 1920-х гг. коллекция негативов и отпечатков с видами Выборга, сделанных им «по работе» и «для себя», достигла внушительных величин. Он обошел, обследовал, изучил каждый переулок, каждый дом в городе. И, вероятно, «пропитался» выборгской атмосферой настолько, что сам со своей громоздкой камерой стал необходимой частью «уютного, старого Выборга». Неслучайно в изданной в 1946 г. книге Яакко Леппо «Выборжцы», где собраны истории о самых примечательных личностях города, воплощавших собой понятие «выборжец», самый первый рассказ – именно об Илмари Раекаллио. 

Знание города и его истории (а также коллекция негативов) очень пригодились Раекаллио, когда в 1925 г. он задумал написать краткий путеводитель по городу – «Один день в Выборге». Опыт работы над путеводителем оказался удачным, издание пользовалось спросом. Вплоть до войны почти во всех туристических буклетах о Выборге использовались фотографии Раекаллио. А в 1928 г. вышла книга о замке.

В изложении Илмари Раекаллио Выборгский замок с его мощными стенами, «видевшими многие кровавые битвы, испытавшими сладость побед и роскоши и горечь унижения», – это символ и свидетель политического противостояния Востока и Запада, самая мощная крепость Северных стран эпохи средневековья. У такого замка история просто обязана быть героической и славной. Нельзя не отметить, что при всей вынужденной краткости изложения (книга предназначена, прежде всего, обычным туристам, а не знатокам истории), в тексте Раекаллио то и дело возникают очень живые и выразительные детали средневекового замкового быта. Книга рассказывает и о Карле Ульфссоне Спарре, учившемся в Париже и правившем Выборгским замком в 1399 г. в возрасте «за девяносто», и о блестящем обществе, собравшемся в замке по случаю дарования Выборгу прав города в 1403 г., и о том, как получившему замок в ленное владение Эрику Аксельссону Тотту в 1457 г. достались лишь обгорелые руины. 

Рассказывая о нынешнем дне замка, автор не забыл упомянуть о еще сохранившемся Петровском музее, включавшем в себя 256 экспонатов, большинство из которых «было растащено во время гражданской войны». 

Работая над книгой, Раекаллио старался как можно подробнее изучить помещения замка и находил поддержку у командующего выборгским гарнизоном полковника Харальда Эквиста, разрешившего журналисту работать на военном объекте.

Годы спустя, во время Второй мировой войны, Илмари Раекаллио и самому пришлось надеть военную форму. В качестве военного корреспондента в августе 1941 г. он оказался в составе IV финского армейского корпуса, вошедшего в оставленный частями Красной армии Выборг. Возвращаясь в любимый город, Раекаллио не знал, что увидит в нем. Но самое главное он увидел сразу. Снимок, сделанный в первый же день после входа финских войск в город, он подписал коротко: «Выборгский замок цел!»

Юлия Мошник, ученый секретарь Выборгского объединенного музея-заповедника

Читайте также