ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Археология
Подходя к руинам старого кафедрального собора, обращаешь внимание, что на его стенах укреплены листки с отметками. Это реперы – точки отсчёта для ориентации в пространстве 3D-сканера. С помощью этого прибора за считанные часы специалисты могут получить полную 3D-модель всего собора, а не обмерять его вручную на протяжении нескольких дней.
Cоставной частью работ по созданию проектов реставрации являются археологические исследования. Для их производства проектировщики заключают договор с Институтом истории материальной культуры РАН. Раскопки уже проведены на Замковом острове, в башне Ратуши и вокруг неё. Сейчас археологи занимаются старым кафедральным собором.
Работами руководит младший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Александр СМИРНОВ. В составе экспедиции сотрудники института Кирилл ХЛУДНЕВ, Павел ИВАНОВ, Дмитрий ВОРОБЬЁВ, им помогают выборжцы Иван КАШИРИН и Роман ИВАНОВ. Иван - студент РГПУ им. Герцена, Роман учится в Александровском колледже. Они работают с экспедицией с 2011 года, когда раскопки велись у Дома купеческой гильдии.
Замковый остров
Экспедиция ИИМК РАН активно работала в Выборге в апреле, когда архитектурное бюро “Литейная часть - 91” занималось проектом реставрации комендантского дома и здания цейхгауза. В середине июля археологи провели работы вокруг башни Олафа и на Северном валу. Заложили четыре шурфа в местах прилегания башни к соседствующим зданиям - винному погребу и главному флигелю замка.
Рассказывает Александр Смирнов:
- Как мы и предполагали, основываясь на работах 1960-80-х годов, скальное основание башни находится довольно неглубоко, культурный слой составляет всего от 1,20 м до 1,70 м. При жизни каждого поколения в замке происходили перестройки, велись земляные работы, поэтому все культурные слои перемешаны. Но есть несколько заслуживающих внимания находок, самая интересная из которых - бронзовая подвеска от женского финно-угорского наряда. Она хоть и датируется довольно широко (XII-XIV веками) , однако является ещё одним доказательством заселенности Замкового острова в дошведский период. Много также предметов быта и оружия. Коллекцию материалов мы отвезём в Петербург. У нас в институте предметы будут отреставрированы и изучены. После этого, примерно через год все находки будут переданы в музей Выборгского замка.
На Северном валу особо ценных археологических находок не было. Мы обнаружили переотложенные культурные слои – грунт, строительный мусор и т. д. А вот с точки зрения развития замка там много новых данных – и об устройстве подножия вала, и о сооружении подпорных стенок (конца 19-го - начала 20 века и более ранних). Во время функционирования замка как крепости вал выглядел совершенно иначе. Сейчас его верх оплывший, бесформенный, ранее это была высокая земляная стена (бруствер с каменным основанием), защищавшая от артиллерийского огня. То есть теперь проектировщики будут лучше понимать внутреннее устройство вала и то, как он должен выглядеть после реставрации.
Башня Ратуши
Сейчас раскопы у башни Ратуши уже засыпаны, археологам предстоит сделать ещё только один шурф внутри строения.
- Мы выяснили, что башня Ратуши стоит на скале, основание фундамента находится на глубине 2,5 метров. Нашли два слоя мостовых – начала и середины 18 века. Для нас самая интересная задача – изучение взаимосвязи существующей архитектуры и повседневной жизни тех людей, остатки жизнедеятельности которых образуют культурный слой. Замечательным примером может служить живая картина смешения четырёх культур Выборга, открывшаяся нам в маленьком промежутке между башней и соседним зданием. Когда мы вскрыли кирпичное мощение начала 18 века (видимо, это пол какой-то постройки, которая примыкала к башне Ратуши), мы обнаружили между ним и следующим строительным горизонтом (буквально в несколько сантиметров толщиной) финские поплавки от рыболовецких сетей, фрагменты шведской керамики, западноевропейскую фаянсовую курительную трубочку (очень статусную вещицу) и православный крест. Все эти предметы относятся к первой четверти 18 века.
Кафедральный собор
Объём старого кафедрального собора (ул. Крепостная, 5) изменялся три раза: он был построен в 15 веке, в 17-м достроен на север и в начале 19 века - на восток. Поэтому, говорит Александр Смирнов, нужно понять, внешний вид собора какого временного периода воссоздавать. Это совместная работа проектировщиков и археологов.
Планируется сделать шесть шурфов в местах стыков стен разного времени. Первые раскопки здесь провели финны ещё в 1913-м году, потом Тюленев в 1980-е, много здесь работала экспедиция ИИМК РАН под руководством Александра Саксы, но, несмотря на это, до сих пор полной картины понимания структуры основания собора у археологов нет. Если предполагается восстанавливать стены и крышу, то нужно узнать, какой глубины фундамент, стоит ли он на скале, прочно ли стоит, какую нагрузку сможет выдержать. Все эти технические детали учитываются в проекте реставрации.
- Мы думаем, что основание фундамента находится примерно на глубине трёх метров. Ещё один вопрос: на каком уровне восстанавливать полы в соборе? Видите эти углубления в стенах? Это пазы для брёвен, здесь был уровень последнего пола, уложенного в 1914 году. Где был пол, например, в 15, в 18 веке, мы пока не знаем.
Мы в восточной, алтарной, части (ближайшей к Часовой башне). Александр показывает в кладке разномастные кирпичи:
- Когда пристраивалась эта часть собора, таких кирпичей уже не делали. Наличие их в кладке объясняется тем, что при перестройках пригодные старые кирпичи использовались заново.
В раскопе на глубине примерно около метра - граница между самой древней частью собора и наиболее поздней, пристроенной в начале 19 века. На каменном уступе (что это – лестница или ниша в стене – пока сказать невозможно) белеют кости.
- Весь собор и территория вокруг него – это кладбище, здесь хоронили с 15-го по 19-й века. При каждой перестройке какие-то могилы переносили. Например, в петровские времена при ремонтных работах захоронения, найденные под полом, переносили на кладбище, находившееся в районе Красной площади. Когда рабочие вынимали останки, они что-то теряли. Поэтому мы находим много костей.
Найденные останки будут направлены для изучения специалистам Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамеры). Антропологи могут по древним костям определить возраст человека, чем он болел, чем питался, к какой народности принадлежал.
Смирнов объясняет, что сейчас перед экспедицией стоят архитектурные археологические задачи, цели исследовать погребения на данный момент нет. Чтобы извлекать останки, нужна отдельная команда антропологов, а для этого нет ни времени, ни средств. Поэтому, когда археологи натыкаются на склепы, то обходят их стороной. Но в любом случае, перед реставрацией нужно будет вскрывать всю поверхность земли внутри собора.
- Издавна люди описывали на бумаге происходящие события, но делали это не всегда правдиво, а зачастую так, как это было им нужно по каким-либо соображениям. Археология как форма научного познания даёт нам дополнительную объективную информацию о том, как было на самом деле, даёт понимание истории. А это, в свою очередь, основа для формирования мировоззрения и, соответственно, нашего поведения. Мы заметили: если раньше здесь, в кафедральном соборе, была помойка, то сейчас уже мало кто выбрасывает сюда мусор. Мне кажется, что знание и понимание истории своего города делает людей лучше. Вот даже конкретно эта статья прибавит маленький кирпичик к этому пониманию...
Ссылки по теме:
ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Башня Олафа
РЕСТАВРАЦИЯ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛАМ
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ АКТА ОСМОТРА. Башня Олафа
РЕСТАВРАЦИЯ: ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛАМ
ВЫБОРГ. РЕСТАВРАЦИЯ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Башня Ратуши
РЕСТАВРАЦИЯ: ВОПРОСЫ К ПРОФЕССИОНАЛАМ
Читайте также
-
С 1 марта нелегальных гидов начнут штрафовать
-
Выборг принимает фигуристов Северо-Запада России
-
Гарик Сукачёв выступит на юбилейном 5-м мотофестивале «Балтик ралли»
-
Письма Деду Морозу материализовались в подарки
-
Подбирать варианты трудоустройства в Ленобласти будут по-новому
-
В Выборге содержанием дорог и территорий занимаются три организации