“ВСЁ, ЧТО ВИЖУ ВО СНЕ, - НАЯВУ…”

“ВСЁ, ЧТО ВИЖУ  ВО СНЕ, - НАЯВУ…”
1031
“ВСЁ, ЧТО ВИЖУ ВО СНЕ, - НАЯВУ…”

Этой строкой Александра Блока назвала экспозицию картин в выставочном зале “Эрмитаж-Выборг” вдова художника Вера ТАРАНОВА. В музее работы Виктора Трофимова выставляются впервые. 

Родился художник 21 августа 1953 года в Ленинграде. В детстве подолгу гостил у тётушки в Выборге. Его дядя работал пожарным, и семья проживала в помещении пожарной команды. В своих воспоминаниях о детстве в Выборге Виктор Трофимов писал: “…Мне помнятся пожарные штаны, такие же рукава для подачи воды, дом, больше похожий на рыцарский замок с переходами, железными дверями, оградами из гранитных тумб и чугунных цепей, много людей в военной форме и с деревянными футлярами для маузера. Алые, всегда кристально чистые и сверкающие мобили я даже как авто и не понимал. Это было что-то сакральное, как летающая тарелка. Был, впрочем, и настоящий замок. К нему можно было попасть по кривым узким улочкам, прежде чем неожиданно оказывался на маленько скособоченной площади, с ярко оранжевой Ратушей, открывавшимся пространством воды и островком, на котором, как Московский университет, располагался уже настоящий рыцарский замок… Впрочем, были и столетние липы; сосновый лес на огромных каменных валунах, поросших мхом и лишайником, не прикрывавшим твёрдость их иногда гладкого, иногда расколотого тела”. Символично, что картины приехали в город, который так любил их создатель.

В начале творчества Виктора Трофимова ощущается влияние поэзии Александра Блока. Вертикальные сумрачные пейзажи с некоторой тайной… И в то же время “Шувалово Канавка” - свет в окне, мостик над речкой - и согревают теплом и внушают надежду. 

Искусствовед и дизайнер Юлия КОЛОСОВА, дружившая с Трофимовым с 2000 года, рассказала, что он был хорошо образован, творчество было его плотью и кровью, как учили педагоги старой школы. Его работы - не  подражание, а внутренняя суть творца. Начал он с увлечения Сезанном. В конце 80-х отдал дань уважения Кандинскому. Трофимов четыре раза в течение творческого периода менял стиль. Поздние работы, размещённые в этой экспозиции, показывают, что он устремился к чему-то новому не только для него, но и для тех, кто ценит, любит и волнуется за судьбу его произведений. К женщинам он относился очень трепетно, всегда хотел им помочь в современной сумбурной беззащитности. В женских портретах, картинах “Девушка в зелёной шляпе”, “Куряки”, “Одиночество” прослеживается это щемящее его сердце чувство… По воспоминаниям близких, он был похож на главных героев фильмов “Полёты во сне и наяву” Тарковского, “Географ глобус пропил” с Хабенским…

Виктор Трофимов имел довольно широкий круг общения. Некоторые его друзья и почитатели приехали на открытие выставки в Выборг. Один из самых близких его друзей, преподаватель философии Санкт-Петербургского университета Николай ИВАНОВ с болью в голосе говорил о сложной творческой судьбе художника. Лицом к чистому холсту и спиной к миру… Через свои картины он был открыт для того, кто разделял его восприятие жизни. Его очень волновало признание тех, кого он сам признавал. “Для Вити жизнь в гармоничной ипостаси тождественна тому, что он хотел породить во всех нас. Он был настоящим…”.

Вера Таранова говорит: было огромным счастьем видеть рождение картин мужа. Иногда хватало всего одной ночи, а некоторые работы проходили много этапов: линейный эскиз, графический рисунок… Его стиль узнаваем: “вышивающая” манера кисти, точность композиции, ироничная образность и умная фантазия…

“Дни и ночи блуждаю, петляю, как заяц меж сосен, в дремучем потоке явлений. Уж морщины у глаз появились, но никак не угомонится сердце”, - в апреле 2012 года  хдожника не стало...

Окунуться в мир нашего современника, замечательного художника Виктора Трофимова можно до 20 февраля. 

Ольга НАБАТОВА

Читайте также