Учёбу детям войны заменила работа

Учёбу детям войны заменила работа
782
Александра Васильевна и в 90 с лишним лет остаётся бодрой и жизнерадостной

Александра АЛАДЬЕВА родилась на Владимирщине, в деревне Курлово. Отца Василия Ивановича Осипова не помнит. Он скончался, когда девочке едва минул один год. Мама Аграфена Васильевна закончила только четыре класса. Но, как говорит дочка, была она «очень умная и в жизни всё понимала». Как, собственно, и сама Александра Васильевна. Хотя у неё образования и того меньше – всего два класса. Дальнейшей учёбе помешала война.

Саша в семье Осиповых стала последышем, двенадцатым по счёту ребёнком и восьмым, оставшимся в живых. Детская смертность в предреволюционные годы, да и на заре советской власти оставалась высокой. Когда Александра родилась, то у неё уже было несколько племянников. Василий Осипов со своими братьями «делали коммерцию». Разработали участки возле реки, обустроились, выстроили дома, баню, завели хозяйство. Сеяли рожь, лён, просо. Жили хорошо и дружно. После октября 1917 года старой жизни пришёл конец. Братьев раскулачили, участки и лошади отошли в колхозную собственность, членами коллективного хозяйства стали и бывшие хозяева, сколотившие свой небольшой капитал собственным трудом. Хорошо, что ещё в Сибирь не отправили.

Александра познала тяжелый деревенский труд ещё ребёнком. Когда началась Великая Отечественная, Саше исполнилось 10 лет. Мужчины ушли на фронт, в деревне остались лишь старики, женщины и дети, которые трудились наравне со взрослыми. Жали рожь, убирали картошку, на гужевом транспорте отвозили зерно и овощи за десять километров к железной дороге, грузили тяжёлые мешки и ощущали себя причастными к большому общему делу: колхозная продукция шла на фронт. А ведь ещё и на личном подворье приходилось трудиться.

Из пяти братьев Александры Аладьевой один погиб под Сталинградом, другой пришёл с фронта инвалидом

– Я закончила два класса. Бывало, в школе спрашивали, почему пропускаю занятия? Объясняла, что сейчас убираем картошку. Вот выкопаем, свалим в подполье, тогда и приду. Но учиться дальше не пришлось. Работы много. Приходилось нелегко, хотя я на здоровье не жаловалась, да и характер у меня бойкий, неуёмный. С утра до позднего вечера трудились, но после ещё и поплясать, и попеть успевали. Однажды решили с мамой купить поросёнка. Пошла за ним за тридцать километров, после – обратно столько же, уже с хрюшкой в заплечном мешке. Конечно, устала, но посиделки не пропустила, – рассказывает Александра Васильевна.

Спрашивали с детей тоже по-взрослому. Однажды Сашу укусила змея, нога болела полгода, трудиться в полную силу девочка не могла. Вместо сочувствия её внесли в «чёрный список». А уже после войны подростка обложили налогами со всех сторон: на дом, на участок, на корову. Такие тогда были драконовские порядки. Государство драло с граждан по семь шкур. К началу 50-х годов Александра снова, как в годы войны, осталась с мамой одна. Один брат погиб под Сталинградом, другой вернулся инвалидом… Некоторые после возвращения с фронта уехали учиться. После вернулись ненадолго, но скоро женились и жили отдельно. Один из братьев Виктор работал в Выборге на железной дороге. Туда на общем совете и решили отправить Аграфену Васильевну. А Александра отправилась сопровождающей.

– Тогда я уже трудилась в городе Гусь-Хрустальный на строительстве стекольного завода. Из колхоза уехать было сложно, но помогла жена одного из братьев, сумевшая обеспечить нужную справку. Приехали в Выборг по вызову брата в январе 1952 года, поселились у него в семиметровой комнате коммуналки. Мне пора было уже возвращаться, но мама взбунтовалась: не хочу оставаться без тебя. Тогда оформили прописку в железнодорожном общежитии, а работать я пошла на комбикормовый завод весовщицей. Хотя очень любила шить, вязать, но в ателье устроиться не удалось, – вздыхает Александра Васильевна.

Виктор Осипов вызвал сестру с мамой в Выборг и приютил у себя

На заводе тоже пришлось несладко, но привычную к тяжёлому труду деревенскую девушку трудности не пугали. Уже через несколько месяцев её фото красовалось на заводской Доске почёта, а после – и на городской. Этим фактом Александра Аладьева совершенно обоснованно гордится, как и тем, что избиралась в городской депутатский корпус, состояла в народной дружине, по профсоюзной линии навещала на дому заболевших товарищей… Отдала комбикормовому производству 42 года и от туда вышла на пенсию. Ветеран сожалеет, что сейчас предприятия нет, даже корпуса снесли.

– Я, хотя и без образования, но дошла до должности сменного мастера, а это руководящая должность. Ездила на учёбу, повышала квалификацию. Всегда работала весело, с огоньком. Когда-то даже в местной газете написали, что весовщица Осипова поёт и приплясывает на рабочем месте. Но это была не критика, а, скорее, искреннее восхищение, – улыбается Александра Васильевна. – А любовь к вязанию никуда не делась. Всю жизнь вяжу. Когда-то это было и увлечение, и приработок. Ну, а сейчас, скорее, для себя.

Награды ветерана, трудовые и юбилейные

Ещё одна страсть труженицы тыла – дача. Несмотря на преклонный возраст, ветеран и сейчас почти ежедневно с утра отправляется на участок. Едет на автобусе, с остановки идёт пешком. Говорит, что труд на земле ей не в тягость, а в радость. Ведь она деревенская...  

Публикация подготовлена рабочей группой газеты «Выборг» при поддержке Комитета по печати Ленинградской области

Читайте также