Труженики тыла: Все для фронта, все для Победы!

1363
Ольга Васильевна всегда была активной

В будущем году исполняется 75 лет победы советского народа в Великой Отечественной войне, этой юбилейной дате посвящается совместный проект газеты и районного Совета ветеранов, цель которого – рассказать о тружениках тыла, внесших свой вклад в дело уничтожения фашизма. Люди, о которых пойдет речь, живут на выборгской земле. По крупицам мы постараемся собрать из их воспоминаний картину того, как ковалась победа в тылу.

Ольге Васильевне КОЖЕНКОВОЙ недавно исполнилось 89 лет, большую часть из которых она живет в Выборге. Приехала сюда в 1951 году из Ярославской области. Здесь с мужем, Алексеем Федоровичем, который более сорока лет отдал службе в выборгской милиции, они прожили вместе 62 года. Воспитали сына, который тоже живет в нашем городе. Ольга Васильевна говорит, что прожила счастливую жизнь…

«Приду я, не приду – это только Бог знает…»

– Во время войны мы жили в небольшой, на 19 дворов, деревне Бикань в Ярославской области. Дом у нас был с горницей и подвалом, большой двор, скот… В семье было пятеро детей: четыре сестры и брат.

В июне 1941 года мне исполнилось 11 лет. Деревня глухая, никакого сообщения не было, просто приходили повестки, и призывников увозили на телеге на станцию, где был общий сбор мобилизованных. День, когда отец получил повестку, я хорошо помню. Мы все собрались дома и очень горевали, он нас поцеловал, обнял, прощаясь, сказал: «Приду я, не приду – это только Бог знает». К дому подогнали лошадь, он запрыгнул к сидевшему в телеге товарищу, и больше я его не видела, – вспоминает Ольга Васильевна. – Отец работал на разминировании, где-то за Рыбинском, точно не помню, мама пару раз ездила к нему, возила продукты…

В селе остались только дети, женщины и четыре старика. Мать Ольги возила молоко с небольшой фермы в двух бидонах на двухколесной таратайке, впряженной в старую клячу, на молокозавод в село Горки, которое находилось в 4 км от их деревни. Когда женщины были заняты на колхозных работах, за малышами присматривали дети постарше. Одиннадцатилетнюю Олю взяла в няньки бригадир Татьяна Александровна, мать трехлетнего сына и полуторагодовалой дочери. Так и жила девочка в этой семье в маленьком деревянном домике первое военное лето. Хозяйка вставала рано утром, чтобы затопить печь и приготовить еду. Потом уходила на работу, а с детьми оставалась Ольга, которую вечером отпускали погулять с ровесниками.

– Осенью в колхозе уборка закончилась, и она мне сшила зимнее пальтишко и отпустила домой. Когда у мамы было свободное время, мы ходили в лес за грибами и ягодами. Зиму прожила дома, а летом меня наняли пасти телят.

Помню, тогда в деревне появилась финская семья. Откуда этих людей привезли, никто не знал, говорили по-русски, а между собой – по-фински. За главой семейства вскоре пришли… А остальные до конца войны жили в здании колхозной конторы рядом с нашим домом. Они там даже выложили русскую печь. Хорошие были люди, сыновей определили в колхоз работать, а их мать вязала из шерсти белые огромные платки с кистями…

Трудиться в колхозе мне нравилось

– Ваня был рослым, видным парнем, а Колька – попроще, на свою мать походил. Лето они проработали в колхозе на лошадях. А зимой нас с Иваном направили на заготовку дров. С раннего утра приходили мы в лес, обедали вареной картошкой и лепешками, принесенными из дома. Валили деревья, сучья Иван обрубал топором. Пилили, складывали двухметровые бревна и сдавали объездчику. Снега было много, работа тяжелая, но напарник меня берег, часто отправлял греться возле костра. Так и зима прошла…

Весной Ольга на полях вместе с женщинами сажала картофель, овощи, в т.ч. горох, из которого на заводе в соседней деревне делали консервы. Ольга Васильевна вспоминает, что возили горох в широких больших мешках, а сорта были мощные и стручки крупные.

Подростки рыхлили землю, поливали и пропалывали посадки, а женщины были заняты на более тяжелых работах, бывало и в плуг впрягались…

Колхозный картофель хранили в специально вырытой двухметровой яме. В риге подсушивали зерно на кирпичной печи, молотили на гумне цепами. Потом его провеивали, выветривали, складывали в мешки и относили на склад. А соломой накрывали доски на яме, где хранился картофель. Ближе к весне картошку перебирали и складывали в большие корзины: семенную – отдельно, а крупную отправляли по разнарядке.

Работала Ольга и на болоте, где срезали осоку на подстилку для свиней колхозной фермы. Свинарник был большой, у каждой свиньи свой загон. Их резали и увозили на станцию, откуда товарные эшелоны доставляли мясо на фронт.

Работали целый день, от восхода до заката, деды обучали мальчишек своим умениям. Деревня небольшая, а полей было много, народу не хватало, и помогали пятнадцатилетние подростки из соседней деревни. Работали много, но молодость брала свое:

– Помню, Иван влюбился в соседскую девочку. Когда кончилась война, финская семья из нашей деревни уехала, уже потом Ваня приезжал к своей девушке, звал с собой, но её мать не отпустила...

«Мал воробей, но чопорен!»

После войны стали возвращаться израненные, покалеченные мужчины.

Старшая сестра Ольги работала учителем, она и предложила Ольге участвовать в наборе рабочих на восстановительные работы. Многие откликнулись, сначала всех привезли в Москву, а после ночевки на вокзале распределили кого куда.

– В Выборг я приехала в 1951 году, нас с девчонками поселили в общежитие так называемой «стекляшки» на набережной. Год я должна была отработать на строительстве, была и маляром, и разнорабочим. Помню, в доме №12 у вокзала грязь убирали, шпаклевали, красили, но главным объектом был дом по адресу улица Красная, 7, сейчас это Леншоссе. Мы отремонтировали там несколько квартир и жили в них как в общежитии. Нового ничего не строили, только восстанавливали, потом я ушла работать на завод «Электроинструмент», но в 1953 году устроилась в цех №7 судостроительного завода, которому отдала основную часть своей трудовой жизни.

В Выборге сложилась и личная жизнь Ольги Васильевны, с мужем жили душа в душу. Она вспоминает, что когда он её впервые привез на свою родину в Белоруссию, и соседи в шутку спросили, что мол такую маленькую привез, он ответил: «Мал воробей, но чопорен!»

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также