В Лаппеенранте выставлены наброски картины из дома Хакмана в Выборге

1425

В Художественном музее Лаппеенранты демонстрируется выставка художника Юхо Риссанена. На ней представлены наброски, сделанные художником для картины «Воскресный визит молодых девушек» по заказу Вильгельма Хакмана для его дома в Выборге.

«Воскресный визит молодых девушек» представляла собой триптих. Произведение создавалось в окрестностях Парижа на основе набросков, выполненных художником в Сен-Жермен-ан-Ле. Риссанен имел возможность жить во Франции благодаря финансовой поддержке Хакмана. Левая часть триптиха получила название «Отплытие на лодке», центральная — «Прием в саду», правая — «Прощание». Триптих был большим: размеры его центральной части составляли 135x360 см, боковых — 135x200 см.

Сохранившиеся наброски, представленные на выставке, несколько меньше оригинальной работы, но в остальном они ей полностью соответствуют. Вильгельм Хакман остался доволен набросками, которые прислал ему Риссанен, и художник пообещал позаботиться о том, чтобы их поэтичность была сохранена в самой работе.

Работу над картиной в Выборге он завершил ранней весной 1913 года. Триптих, написанный масляными красками, располагался в приемной Вильгельма Хакмана на втором этаже здания, на разделенной пилястрами стене длинного холла. Работа также известна под названием «В гостях».

Моделью для картины стала женщина испанского происхождения, с которой Риссанен познакомился в Париже и внешностью которой был очень доволен. Художник фактически использовал одну модель для всех женских образов.

До наших дней сохранились только представленные на выставке наброски. Хотя и ходили слухи о том, что финские солдаты во время Второй мировой войны вырезали части работы из рам и забрали их с собой, но, так или иначе, картина пропала в смутное военное время.

Наброски принадлежали Фонду культуры Финляндии, который был основан Херманом и Майей Паавилайнен. В 1984 году произведения были переданы на хранение в Художественный музей Лаппеенранты, а в 2007-м Фонд культуры Финляндии передал их в дар музею.

Дом Хакмана

Дед Вильгельма, Йохан Фридрих Хакман, основавший торговый дом Hackman, купил участок на пересечении улиц Похъойсвалликату и Пииспанкату (ныне Северный вал и Подгорная) еще в 1806 году. Тогда на этом месте стояли двухэтажные дома из кирпича, покрытого белой штукатуркой.

В 1907 году Вильгельм Хакман начал строить на участке новое здание по проекту архитекторов Уно Ульберга и Акселя Гюльдена. По мнению многих, по окончании строительства дом Хакмана стал самой выдающейся совместной работой двух архитекторов. При выборе материалов и размера здания учитывалось его расположение поблизости от крепости и Выборгского замка. Например, высота была ограничена двумя этажами. Внешний вид постройки также должен был быть предельно сдержанным, что касалось как цветового решения, так и массивности здания. Фасад был облицован грубо обработанным красно-серым гранитом, часть которого была поставлена из местечка Пульса под Лаппеенрантой. На первом этаже размещались конторы «Hackman & Co» и жилые помещения. Вильгельм Хакман жил на втором этаже. На цокольном этаже располагались архив, курительная комната, помещение для заседаний и котельная. Стены приемной и лестницы были отделаны мрамором, а пол покрывал паркет. Окна, двери и детали интерьера конторских помещений и кабинета директора изготавливались плотниками по заказу, в том числе из орехового дерева. Поскольку Вильгельм Хакман ценил искусство, на оформление интерьера было потрачено много денег. Во время Зимней войны пострадала только крыша здания, и, за исключением заменившей ее более низкой кровли, здание сохранилось до наших дней в своем первоначальном виде.

Читайте также