Особенности фрилансеров в Финляндии, или легко ли быть финским журналистом?

Особенности фрилансеров в Финляндии, или легко ли быть финским журналистом?
2203
А в целом-то они работают так же, как и мы

Недавно в стране отмечался День российской печати. Надеемся, что читателям будет интересна статья Андрея КАШКАРОВА, посвященная средствам массовой информации Финляндии. Несмотря на общие заявленные цели и профессиональные особенности, работа журналистов в наших странах организована по-разному.

Штатные и нештатные

В Финляндии любое лицо, работающее в редакции СМИ, агентстве новостей или издательской компании имеет соответствующий статус. Разделение на штатных и нештатных журналистов в России очевидно: сотрудник за штатом может быть кем угодно, и никакого подтверждения статуса для российского СМИ не требуется, такое лицо не более чем источник информации, «добровольный помощник редакции», работу которого иногда публикуют без всяких обязательств. Он не получает заработную плату, с ним не заключается договор о сотрудничестве. По латано-перелатанному российскому федеральному закону «О СМИ» автор публикации не обязательно признается и журналистом. Отсутствие официального статуса и заключаемых договоров делает такого гражданина-добровольца незащищенным, даже если он получит гонорар; разовый гонорар большинство СМИ выплачивают неофициально. В России это дает возможности самореализации без обязательств. СМИ выбирает автора, его материал по ценности и формату издания, а не наоборот. Поэтому у нас стать корреспондентом газеты, без официального статута, сможет любой, если пишет интересно, для редакции привлекательно, и выполняет основную цель журналистики – создает или сообщает новые факты к уже известным, говоря языком экономистов, создает добавленную интеллектуальную стоимость. Не получилось – обижаться не на кого. Таким путем в России прошли многие популярные сегодня «официальные» журналисты и блогеры.

Четкие правила

В Финляндии дело обстоит несколько иначе. Есть профессиональная Ассоциация журналистов и Ассоциация независимых журналистов «Suomen freelance journalistit» – SFJ. Она не взимает членский взнос. Однако ее члены платят членский взнос в профессиональную Ассоциацию журналистов. Согласно правилам, членом может стать любой человек, чей основной доход связан с журналистской работой – не только автор текстов, но и фотограф, и даже сотрудник редакции, занимающийся организационными и административными вопросами, преподаватель или исследователь в этой области, и даже гражданин, изучающий журналистику в статусе студента. Довольно широкий спектр возможностей. Членство в ассоциации может иметь и официально безработный, но получающий основной доход от журналистской деятельности, как фрилансер. Такая ситуация не только в Финляндии, но и в Европе. Независимо от статуса ассоциации – их члены взаимно признаются «журналистами» и внимание к ним финских СМИ вполне обосновано. Журналисты состязаются в правовом поле и стараясь повышать свой рейтинг, следовательно, и доход, по качеству созданных интеллектуальных материалов. Выбирает себе корреспондента или материал, по-прежнему, СМИ, но эта мотивация регулируется правилами и понятна всем участникам процесса.

Членство в ассоциации имеет свою цену: месячный взнос «внештатного», как говорят в России или «независимого» – как говорят в Финляндии, журналиста составляет 22,5 евро, годовой взнос – менее 300 евро, при том, что средний доход в стране примерно 4000 евро в месяц. Членство может быть сохранено при выходе на пенсию. Можно быть «двойным членом», состоять в разных организациях журналистов Финляндии. Можно, но не нужно – сказали бы у нас. Но в Финляндии такие роли обретают смысл: сохраняя членство в разных ассоциациях, человек пользуется защитой разных профсоюзов, и имеет право на фонд безработицы – при необходимости. Студенты профильных отделений, принятые в SFJ, не платят членские взносы в течение первого года обучения. Главное ограничение – обязанности члена ассоциации не должны включать контроль финансовых вопросов другой ассоциации; так исключаются конфликты интересов и отчасти – коррупция.

На то он и эксперт

Финские газеты обязательно выплачивают гонорар внештатным авторам за опубликованные материалы, если речь не идет о комментариях, о письмах в редакцию или фотографиях, отправленных для участия в конкурсах. Главное финское отличие от российских реалий в том, что финские граждане в статусе журналистов обязательно регистрируются, сведения об их статусе открыты в Интернете, и они работают в СМИ по заключенным договорам.

Условия есть на сайте ассоциации, равно как и рекомендации по минимальной ставке «добровольных помощников». Фрилансер, работающий в прессе, коммуникационных агентствах и издательствах, является предпринимателем, несет ответственность за дополнительные расходы, в том числе в счет заработанного включается амортизация собственного оборудования – ПК и копировальной техники, амортизация автомобиля и цена топлива, когда статья пишется по результатам поездок, и даже счета за аренду помещения, так же – за свои пенсионные счета и социальное обеспечение. Все это считается в Финляндии частью выполненной работы. Официальные рекомендации о вознаграждении нужны для расчета оплаты труда фрилансера, чтобы достичь условного среднемесячного заработка. Самый большой гонорар получают признанные эксперты или те, кто осуществляет срочные работы.

Профсоюз на страже

Фрилансер продает авторские права. Шире права и востребованность – выше цена за работу. К примеру, актуальному в 2019 году, за принятую редакцией разовую работу с почасовой оплатой фрилансер – автор оригинального текста – получает 67 евро в час, фотограф, дизайнер и иллюстратор – 88 евро. Рабочий день таких специалистов, заказанных редакцией, стоит примерно 660 евро. Статьи в прессе освобождены от уплаты налога, но сборы за редактирование облагаются НДС в размере 24%. Литературные переводчики получают в Финляндии ставку 16-22 евро за 1000 знаков с пробелами переведенного художественного текста. И профсоюз следит за тем, чтобы их не обманывали. Области, где творческие люди занимаются «внештатной» работой по заказам, не ограничиваются журналистикой. Важно понимать, что в Финляндии вознаграждение фрилансера не является зарплатой, поскольку часть полученных денег – налогооблагаемый доход. Несмотря на приведенные выше реальные цифры, в Финляндии примерно половина заработанного таким образом тратится на налоги и сопутствующие расходы, поэтому чистый доход будет примерно в 2,5 раза меньше.

А что у нас?

Эта ситуация разительно отличается в России, где свой доход многие фрилансеры не показывают потому, что нет ни профсоюзов, ни государственной защиты, понятных правил и ответственности, ни – до недавнего времени – официального статуса. Спорный эксперимент с самозанятыми начался только в 2018 году в 5-6 пилотных регионах России. Мы условно отстаем примерно на 13 лет. Именно такие вопросы я называю отражением цивилизованного подхода к трудовой деятельности граждан, равно как и вообще к ценности человека. Смысл таких статей в том, чтобы, не спрятав голову в песок, продумать и сократить сей отрыв. В следующий раз поговорим о том, как и что можно фотографировать и записывать в общественных и режимных местах в Финляндии, чтобы соответствовать принятым в стране правилам.

Андрей КАШКАРОВ

Читайте также