Этот магический Китай. Часть 1. Сыцуань
Часть 1. Сычуань
В нынешнем сентябре группе журналистов Северо-западного региона, в числе которых и автор этих строк, посчастливилось побывать в Китае. Ознакомительная поездка по трем провинциям – Сычаунь, Фуцзянь и Гуанси – была организована Генеральным консульством Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге. Пресс-тур был по-настоящему насыщенным – встречи с представителями руководства городов и провинций, посещение крупных индустриальных предприятий и инновационных центров, ведущих медиа-холдингов. Кроме того, большая культурная программа – музеи, представления, ландшафтные парки и многое другое. И сейчас очень хочется поделиться своими впечатлениями о том, какой он – современный, активно развивающийся Китай, при этом сохраняющий и почитающий свои многовековые традиции…
Чэнду – где древние горы встречаются с небоскребами
Первым пунктом нашего путешествия стал город Чэнду – столица провинции Сычуань. Город, возникший в IV веке до н. э., сегодня – крупный экономический, торговый и научный центр, в нем проживает около 16 миллионов человек (это 4-й по населению город Китая). Чэнду – важный транспортный узел, здесь пересекаются автотрассы и железные дороги. Международный аэропорт Шуанлю – четвертый по величине среди авиационных узлов в стране. Кроме того, сейчас строится и второй аэропорт – Тяньфу, а это значит, что после его ввода в эксплуатацию Чэнду станет третьим гордом после Пекина и Шанхая, обладающим двумя аэропортами. Здесь также стоит отметить, что в начале этого года Сычуаньские авиалинии запустили регулярные рейсы между Санкт-Петебургом и Чэнду, и добраться до столицы провинции Сычуань теперь можно без пересадок.
В Чэнду живет около 16 млн. человек
Чэнду – полон небоскребов, высотных зданий, современных автомобильных развязок и мостов. При этом здесь же, в Сычуани, находятся красивейшие природные достопримечательности – горы Эмэйшань, водопад Чжага. А статуя Будды в Лэшане – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, одна из самых высоких статуй Будды на земле.
Деревня Гунцунь
В Китае в настоящее время осуществляется проект по строительству нового типа деревень – при поддержке государства крестьяне объединяются вместе, переезжают в новые, более благоустроенные дома. Государство помогает и с обустройством инфраструктуры – детский сад, новые дороги, дом престарелых. При этом на начальном этапе большая часть бюджета – государственная, и лишь частично – от крестьян.
Результаты проекта по строительству нового типа деревень (верхний снимок - до, внизу - после)
В одной из таких деревень под названием Гунцунь нам удалось побывать. Здесь проживает 2386 человек, это около 800 семей. В деревне развито рыбное дело, деревенский туризм, выращивают апельсины, а в следующем году будут и розы.
В деревне две руководящие организации – местный комитет и местный глава – житель деревни. С местных жителей собирают только обязательную сумму на воду и вывоз мусора. Новые дома, построенные для крестьян, весьма благоустроенные и современные. Дома современного типа – многоэтажные: верхние этажи предназначены для жизни, а на первом этаже можно открыть ларек или кафе.
В Гунцунь выращивают апельсины
Побывали мы и в местном доме престарелых. Это современное новое здание, рассчитанное на 500 человек, с комфортными номерами и квалифицированным медицинским персоналом. Во дворе – сад, где растут только лекарственные растения, из которых потом делают медицинские препараты.
Смена масок
Пожалуй, один из главных символов провинции Сычуань – представление с так называемой сменой масок. Это древнее китайское драматическое искусство, являющееся частью Сычуаньской оперы. Исполнители, одетые в яркие цветные костюмы, двигаются под быструю драматическую музыку. На них – колоритные маски, обычно изображающие известных героев оперы, которые они мгновенно сменяют легким взмахом руки или быстрым движением головы – и вот на вас уже смотрит новый персонаж. И так много раз подряд. При этом все это происходит за считанные доли секунды, и замена маски незаметна даже вооруженным глазом.
Искусству смены масок около 300 лет
Искусству смены масок – около 300 лет. Считается, что секрет техники смены масок передается из поколения в поколение внутри семьи и держится в строжайшей тайне. При этом, традиционными исполнителями считаются мужчины. Исторически сложилось так, что представление со сменой масок практически не исполняется за пределами страны, поэтому когда соберетесь в Китай, а уж тем более на родину этого искусства в Сычуань – ни в коем случае не пропустите этого красочного представления.
Хого, или Китайский самовар
Конечно, китайская кухня – это что-то особенное, рассказать о ней не хватит и нескольких статей. А лучше и вовсе – не слушать рассказы, а пробовать самому. Тем не менее – несколько слов о самом интересном.
Китай, пожалуй, может похвастаться одной из самых разнообразных кухонь мира. При этом еда – это уже безусловная часть культуры страны. Общеизвестно, что в разных регионах страны еда и блюда сильно отличаются. Еще до того, как мы оказались в провинции Сычуань, более искушенные знакомые предупреждали: осторожнее с едой в Чэнду; ведь Сычуань славится особо острой и пряной пищей – местный огненный перец и красный перец чили, щедро добавляемые в местные блюда, в буквальном смысле вызывают слезы на глазах у непривыкших к такому туристов. Действительно, хотя для нашей группы журналистов еду делали специально менее острой, чем следовало, ощущения были самые горячие.
Вот так выглядит Хого
Именно в Чэнду мы попробовали знаменитый «хого» или «китайский самовар». «Хого» дословно переводится как «горячий котел», и особо известен именно Сычуаньский вариант. Хого – не блюдо как таковое, а способ приготовления еды, когда гости, собравшись вместе, варят продукты в общем котле. Так, в ресторанах, где подают хого, столы специально обустроены так, что в центре них установлена кастрюля для приготовления, а внутри – спрятана печь. В кастрюлю заливают острый бульон, а гостям подают сырые продукты, которые они сами закидывают в котел. Это могут быть как разные виды мяса и рыбы, так и овощи, лапша, грибы и другое. Бульон при этом можно заказать более или менее острый. Или же – как в нашем случае – котелок был разделен на разные кастрюльки: в одной части острее, в другой – менее.
Храм Трех Су
Мэйшань – наряду с Чэнду один из крупных городов провинции Сычуань, его история насчитывает более 2300 лет. Город особо привлекает тех, кто интересуется китайской литературой и каллиграфией, потому как именно здесь родились известные китайские литераторы – Су Сюнь и его сыновья Су Ши и Су Чэ. Здесь сохранился их дом, который был преобразован в храм. В течение времени, однако, он перестраивался после пожаров.
Храм «Три Су» представляет облик дома семьи Су. Здесь также есть живописный парк, древний колодец, пруд с золотыми рыбками – словом, воссоздана атмосфера древнего Китая. Кстати, именно здесь мы впервые увидели на входе во все помещения высокие пороги (впоследствии встречали их чуть ли не в каждом дворце, парке, да и любой традиционной постройке). Как нам объяснили, высокий порог, через который не так-то просто перешагнуть (при этом наступать как раз-таки нежелательно), - показатель знатности рода.
Мир большой панды
Не скрою, что посещение Центра изучения и разведения большой панды было, наверное, одним из самых ожидаемых событий всего нашего пресс-тура, ведь этот бамбуковый медведь – практически национальный символ Китая. Сычуань – родина этих милых животных. Именно здесь живет более 85% больших панд мира. Центр, известный сегодня защитой и разведением панд, был основан в 1987 году – все началось с 6 медведей, которые были спасены из дикой природы. На сегодняшний день здесь счастливо проживают более 190 животных разного возраста. Это крупнейший в мире центр размножения панд вне дикой природы, который ежегодно посещают около 3 миллионов туристов.
Панда за обедом
В неволе панда обычно живет 18-20 лет, в заповеднике их возраст как правило достигает 30 лет. Интересно, что пока медвежата маленькие, они живут и играют вместе, однако, когда панда подрастает, ее поселяют на отдельной территории – взрослые панды предпочитают жить в одиночестве и могут быть агрессивны по отношению к другим взрослым особям. Почти все время, пока панда бодрствует, она ест.
Во время посещения Центра нам посчастливилось увидеть очень много неспящих мишек – они невозмутимо жевали бамбук под вспышки фотокамер. Нам рассказали, что несмотря на внешнюю неповоротливость, панды очень хорошо умеют лазать по деревьям, только вот не всегда могут рассчитать свой вес и иногда падают. К счастью, пока без серьезных последствий. У каждого медвежонка здесь есть имя и своя история – приезжайте посмотреть на этих очаровательных созданий, вы точно не пожалеете!
Екатерина СОКОЛОВА
Читать все статьи автора Екатерина Соколова
Читайте также
-
ВЭК выиграл 30 Мемориал Нугзара Думбадзе
-
Селезневцы получили подарок к празднику
-
Теннисисты-любители разыграли Кубок «Фаворита»
-
На месте музея Ленина в Тампере откроется Музей восточных отношений
-
Посты в соцсетях могут стать основанием для прокурорских проверок
-
Сервис «Жизненная ситуация» поможет сменить регион проживания