София Дмитриевна Долганова: талантливый человек талантлив во всем

София Дмитриевна Долганова: талантливый человек талантлив во всем
1221
София Дмитриевна Долганова: талантливый человек талантлив во всем

19 августа Софии Дмитриевне ДОЛГАНОВОЙ исполнится сто лет. У нее, как и у Выборга, впереди славный юбилей. А сегодня в библиотеке на Рубежной экспонируются ее рисунки.

В преддверии знаменательной даты мы встретились со старейшей выборгской учительницей, наставницей нескольких поколений школьников.

В беседе участвовала и дочь Софии Дмитриевны - Лилия Ивановна ГЕРАСИМОВА. Она рассказывает, что впервые ее мама приехала в Выборг сразу после Советско-финляндской войны, в 1940-м году, и ей здесь очень понравилось. Жизнь в Выборге тогда уже начинала налаживаться: работал продуктовый магазин, в котором продавали хлеб, постное масло, макароны…

София Дмитриевна:

 Нашей семье тогда дали комнату в общей квартире на три семьи. Жили мы дружно, дверь никогда не запирали. Я в этот год пошла в 10 класс железнодорожной школы. Закончила школу 18 июня, а тут война… Эвакуировали нас в Кировскую область, в Богородский район. В колхозы вскоре пришло распоряжение: начинайте работать, зарабатывайте себе на еду… А у меня ни профессии, ни опыта, почему-то решили поручить мне учительскую работу. Конечно, трудно было начинать, но моя предшественница в этой школе окончила педучилище - я посмотрела ее записи и начала потихонечку… Было так: на одной половине классной комнаты сидит третий класс, а на другой – первый. Даю одному ряду задание, перехожу ко второму. Наглядных пособий никаких не было, и я стала сама их рисовать. Учителя, которые работали в этой школе раньше, оставили в методическом кабинете какие-то материалы, тексты – по ним я и осваивала учительское дело.

Одноклассники Софии Дмитриевны, она в центре, в клетчатом платье

Через четыре года началась реэвакуация, надо было возвращаться в Выборг. А квартиры-то, в которой мы жили, уже нет – дом разрушен. Надо искать себе пристанище, а где, у кого? Хорошо, помогла школьная подружка, дочь моей бывшей классной руководительницы – они предложили пожить какое-то время у них.  Мама устроилась гардеробщицей в школу, а меня уже официально оформили как учительницу начальных классов. Вот первые мои ученики, тогдашние девочки и мальчики,  до сих пор меня навещают. Приносят цветы – они такие красивые, жаль, что со временем вянут. Хочется взять лист бумаги и зарисовать их – так можно сохранить красоту. Я же в школе рисованием занималась, у меня опыт какой-то есть. А потом выглянешь в окно, и тоже  что-то зарисуешь...

 Лилия Ивановна:

- Маму в семье назвали командированной, потому что её дома, считай, и не был. Уроки второй смены начинались в три часа, она уходила в два, а возвращалась в восемь. Раньше был порядок в школе: если дети отставали с учебой, то учитель оставлял их после уроков и занимался дополнительно. Мама была такая: как же это у неё будут ученики плохо учиться? Нет, должны учиться хорошо!

Спрашиваю Софию Дмитриевну: говорят, что троечников учителя любят больше, чем отличников. Это правда?  В ответ она отрицательно качает головой, а дочь подсказывает: а ты про Дубовского расскажи.

СД:

- Да, был у меня один мальчик, который картавил немножечко. Как слышал, так и говорил, и писал так же. Вот раздают тетради - у кого пять, у кого три, у кого четыре, а ему - два. Он плачет, а я ему: «Ну, что ты плачешь? Работать надо».  Все уходили домой, а мы с ним садились  писать снова этот диктант. Разбирались с каждым словом: почему так надо писать, какое правило надо знать. И он потом снова этот же самый диктант пишет. А как иначе? Ребенка жалко, да и родителям тоже обидно.

ЛИ:

- Этот мальчик после такой работы в буквальном смысле ожил. Стал лучше ­­учиться, закончил восемь классов, поступил в техникум, потом пошел на завод. А когда началась перестройка, и вовсе разбогател - сейчас у него дом в Сочи. Он маме звонит, говорит: «Если бы не вы, у меня бы ничего не вышло».  А вообще класс, который к маме приходит на день рождения - там ведь всем уже по 73 года, и они называют её мамой, потому что ни у кого родителей в живых не осталось. Это такой редкий случай, когда ученики помнят свою учительницу в течение многих лет, помогают, поздравляют, просто звонят, рассказывают все свои дела. Её ученики уже дедушки и бабушки, и даже прабабушки есть, но вот эти встречи им возвращают молодость, они  чувствуют себя детьми. Поют детские песенки, однажды пришли с караваем и вокруг мамы водили хоровод. Они все время придумывают что-то интересное, а не просто: пришли, чаю попили и ушли. Однажды явились в пионерских галстуках, представляете? А однажды сделали себе красный флаг, на нём написали «1957 год, 1 класс, 10 школа» и под этим флагом по городу шествовали.  А народ удивлялся: что это за явление такое?

На День Победы приходили учителя из десятой школы со своими учениками. И мальчики дали концерт, скрипач, гитарист и баянист. Депутат Михаил Макаров приходит тоже на праздник, и помощник его нас поддерживает.

- Есть ли ученики, которые вам, София Дмитриевна, как-то особенно запомнились?

СД:

- Нет, у меня ребята все одинаковые. Все они для меня как дети.

ЛИ:

- А помнишь, тебя в прошлый раз спросили, каким учеником ты гордишься?  Проучился у мамы один мальчик только год, а сейчас он занимается фотографией, несколько книжек издал по истории города, их у него наверное, штук восемь. Стихи пишет о городе, в архитектуре разбирается...

- София Дмитриевна, я знаю, что в библиотеке на Рубежной, 18 проходит выставка ваших рисунков «Вдохновение 100». Как началось это увлечение?

ЛИ:

 Началось все с раскраски. Я купила маме альбом для раскрашивания, чтобы руки твердо держали карандаш, не дрожали, чтобы голова при этом работала. А она подумала: ну что раскраска, можно ведь и свое что-то рисовать?

Рисунки, не вошедшие в выставочную экспозицию

- А если бы вас, София Дмитриевна, снова пригласили в школу преподавать? Стали бы вы вести уроки как-то по-другому?

СД:

- Может быть, я работала бы даже лучше, чем раньше, потому что у меня опыт большой, и материнский тоже. Я ведь и бабушка, и прабабушка, у меня внуку тридцать три года.

- В школьные годы какой у вас был любимый предмет?

 СД:

- Русский язык. И немецкий. Я хотела поступать в институт, на учителя немецкого языка. У нас учительница была очень хорошая, она начинала урок так: «Guten tag. Bitte, садитесь». А когда я пошла в другую школу во время войны, там преподавательница немецкого говорила: «Здравствуйте. Достаньте книги. Сейчас мы будем заниматься тем-то и тем-то». Все по-русски, и мне так было это удивительно…

В мои школьные годы педагоги у нас были немолодые, опытные, и они понимали нас. Летом, во время каникулы я случайно в очереди за хлебом увидела кого-то из своих учителей.  Пришла домой радостная, аж приплясываю. Меня тетя спрашивает: «Ты что такая веселая?» А я: «Учителя же из отпуска вернулись!». Класс у нас был дружный, все друг другу помогали, много хорошего вспоминается…

ЛИ:

- Мама часто говорит: «Мне повезло в жизни: мне попадались очень хорошие люди». Вообще она благодарный человек. До сих пор с признательностью вспоминает заведующую школой, в которой работала во время эвакуации.

СД:

- Да, ее звали София Фёдоровна. Она мне была как мать. Может быть, такое теплое чувство у нее ко мне было, потому что понимала, как я молода и неопытна, как нуждаюсь в поддержке. И когда она умерла, это, конечно, был для меня удар. Впоследствии я к ребятам всегда старалась относиться так, как Софья Федоровна.

ЛИ:

- В десятой школе тоже был очень хороший коллектив, все как родные были. Все знали, кто чем живёт, у кого какие несчастья или радости, помогали друг другу, вместе отмечали праздники, ездили в Пушкинские Горы…

С.Д:

- Мы были дружным коллективом, ничего не скажешь. Сейчас из одиннадцати человек осталось всего двое, и я самая старая.

ЛИ:

- Не старая, а старшая!

СД:

- Ну да, старшая… Так вот, остались я и Екатерина Николаевна. И у меня была хорошая, интересная жизнь.

Старейшая учительница Выборга – невероятно интересный, интеллигентный и мудрый человек. Дом ее – островок уюта: картины, вышитые гладью, ковры на стенах, фарфоровые фигурки ангелочков, разноцветные подушечки… Хочется пожелать Софии Дмитриевне здоровья и всяческого благополучия. Пусть ее ученики еще не раз придут в гости к своей наставнице и вместе вспомнят старые добрые времена.

Эту картину София Дмитриевна вышила гладью, когда ей было 95 лет.

Беседовала Антонина Кайгородова

Ранее по теме: Воспоминания Софии Долгановой: Мы были тогда как одна семья…

Читайте также