Русская история Выборга – миф или реальность?
Нужен ли выборгским школьникам историко-краеведческий курс «Русская история Выборгского края»? Глава миссионерского отдела Выборгской епархии священник Михаил КОТОВ уверен, что нужен.
Недавно он прочёл доклад для школьных учителей в библиотеке Алвара Аалто, в котором объяснил свою позицию по этому вопросу и призвал преподавателей принять участие в его обсуждении.
Для многих, в том числе и даже для жителей Выборга, русская история родного города начинается с послевоенного периода. Между тем, отец Михаил уверен, и этому есть подтверждения, русская история Выборга началась еще до того, как эти территории завоевали шведские крестоносцы. Об этом надо рассказывать юным, чтобы они со школьной скамьи понимали, почему Выборг называют русским городом.
– Большая история формируется из маленьких исторических сюжетов. Краеведение – это история одного края. Цикл, который мы предлагаем для обсуждения выборгским учителям, называется «Русская история Выборгского края как средство нравственно-патриотического воспитания». Мне возразят, что патриотизм имеет эмоциональный окрас без какого-либо глубокого содержания, а история – бесстрастная наука, которая должна оперировать бесстрастными фактами. Нужно сначала установить факты и на их основании делать выводы. Но любой факт можно интерпретировать по-разному. Например, для нас Сталинградская битва – ярчайшая победа советских людей, а для фашистской Германии и её союзников – это глубокое горе и несмываемый позор.
История России в течение нескольких столетий получила однобокое освещение в рамках известной норманнской теории. Её главная линия заключается в том, что мы, русские, славяне, ущербны и не самодостаточны, не смогли сами создать государство, для этого нам понадобились скандинавы, немцы подарили нам культуру. Для национального самосознания – это просто губительная вещь. Влияние норманизма сказалось в 20-м веке дважды – в 17-м и 91-м годах, когда мы, увлёкшись Западом, разрушили сначала Российскую империю, а потом Советский Союз. И хотя эту теорию не раз опровергли, её сторонники ещё есть, думаю, и будут в дальнейшем. Что касается Выборга, то история порой представляется так, что здесь было какое-то болото, пришли шведы, заселили эту территорию и принесли цивилизацию.
– О том, что до прихода шведов здесь жили карелы, много написано. Есть ли необходимость рассказывать об этом школьникам?
– Обязательно нужно, потому что это меняет взгляд на прошлое в целом. Кто такой рыцарь для большинства современных молодых людей? Благодаря прекрасным романам Вальтера Скотта, это тот, кто защищает честь, доблесть, то есть положительная фигура. Историческая реальность отрезвляет. Под знамёна крестоносцев с благословения Папы Римского собирались абсолютно разные люди, чтобы нести язычникам католическую веру. Фактически крестовые походы давали возможность безнаказанно обогащаться, и многие этой возможностью пользовались: убивали, грабили и получали отпущение всех грехов. И в Карелию шведы пришли не просто с войском, а ещё с католическим епископом Вестероским Петром Элави, чтобы обращать в католическую веру уже крещеных в православие карелов! Известно, что карелов, по сообщению древнерусской летописи, «мало не вся люди» крестил в 1227 году князь Ярослав Всеволодович, отец святого благоверного князя Александра Невского, происходило это мягко и ненасильственно. Плодом принятия православия стали известные карельские святые – преподобные Сергий и Герман Валаамские, преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие, преподобный Александр Свирский. Эти святые имеют непреходящее значение для русского народа и по сей день. Шведы действовали жёстко: всех, кто не хотел креститься в католическую веру, уничтожали, потому что для католиков все, кто не католики – язычники. История сохранила для нас последствия «шведской цивилизации» – разорённые Валаам и Коневец, уничтоженные новгородские святыни, невинно убиенные мирные жители…
– Много копий сломано на тему, был ли здесь до прихода русский город Выбор.
– Учитывая, что у карелов были многочисленные связи с Новгородской республикой, есть все основания предполагать, что этот город был. Речь идёт о древнерусском городе в составе Новгородской республики, который существовал до прихода шведов 505 лет (с 788 по 1293 год). Наш город находился на перекрестье двух важных торговых артерий – «пути из варяг в греки» и «пути из варяг в персы». «Гардарика» – «Страна Городов», так именовали домонгольскую Русь в Скандинавии. Города эти были небольшие, но по типу хозяйствования это были именно города, в них жили ремесленники и торговцы, не крестьяне. Они огораживали свою землю деревянными крепостями. Именно такой древнерусский город Выбор, по ряду источников, и существовал на Воловьем (сегодня Замковом) острове до оккупации его шведами в 1293 году. Кстати, топоним «Выбор» мы встречаем в названиях деревень, озёр и рек в приграничных Ленинградской и Псковской областей, но не находим нигде в Швеции.
Предполагая факт его существования, мы (с краеведами-исследователями краеведческого клуба «Выбор») опираемся на Иоакимовскую летопись, найденную и описанную в своё время Василием Никитичем Татищевым – автором капитального труда по русской истории; на изыскания современного историка Николая Анатольевича Савина; профессора имперской России Константина Алексеевича Неволина; советского и российского историка Игоря Павловича Шаскольского. Нами уделено внимание также историческим свидетельствам шведского историка эпохи Реформации Иоанна Мессенния, современного финского профессора из университета Восточной Финляндии Юкки КОРПЕЛЫ.
Но даже если отвергать существование Иоакимовской летописи, которая повествует о существовании города, то есть результаты археологических изысканий эпохи «перестройки» в СССР. Историки и археологи Анатолий Николаевич Кирпичников, Игорь Васильевич Дубов и Глеб Сергеевич Лебедев в статье «Русь и варяги (русско-скандинавские отношения домонгольского времени)» описывают археологические исследования, проведенные на Замковом острове под руководством учёного-археолога Вячеслава Альбертовича Тюленева. В ходе этих работ были выявлены следы укрепленного поселения, которое до третьего крестового похода шведов было опорным пунктом Новгорода Великого, вероятнее всего, со смешанным русско-карельским населением. При раскопках на Замковом острове, в нижнем слое первой половины XII-XIII века найдены вещи русского, карельского и иного происхождения: перстни, бронзовые фибулы, костяные гребни, замки, наконечники стрел. Русско-карельский городец, судя по его островному положению на оконечности Вуоксинского пути и находкам, являлся не только сторожевым укреплением, охранявшим близлежащую территорию и судоходные пути, но и местом сбора дани и торговым пунктом. Через подобные острожки в Финляндии XI-XII веков распространялось христианство. С приходом шведов во время штурма крепость сгорела. Ни карелы, ни, тем более, новгородцы не упоминаются в составе жителей построенной каменной крепости. Свейские немцы, так на Руси в то время называли шведов, не доверяли местным жителям и не допускали их в свои форпосты».
В библиотеке Алвара Аалто всегда можно найти книгу по интересующей теме
– Почему так мало известно о славянах и карелах после завоевания шведами перешейка?
– Потому что шведы везде, где могли уничтожали или увозили к себе в «спецхран» письменные источники. Есть такая точка зрения, что в православие карел крестили «неудачно», насильно. А вот когда шведы пришли, они открывали школы, просвещали народ. Но ведь шведы дважды разоряли нашу уникальную православную святыню – Валаам, уничтожая монахов, всех, кто там жил, летописи и другие источники. Многие наши недруги, приходя на Русь, забирались в книжные хранилища. Это важно, потому что, уничтожая историю, уничтожаешь прошлое и формируешь будущее. Попробуй потом доказать, что русский город на месте Выборга существовал.
– Фактически шведы, заложив крепость в Выборге, заложили основу для всех последующих русско-шведских войн.
– Именно. Захват шведами укреплений на Вуоксе и возведение собственной фортификации поставили под угрозу неприкосновенность северо-западных районов Северной Руси и сразу вызвали ответные военные меры. Характерно, что и Новгород Великий, и Москва всегда считали Выборг частью своих исконных владений. Начавшаяся с 1293 года борьба за его освобождение велась из столетия в столетие. Вот почему русские приходили сюда не раз. И только на девятый раз Петр I в ходе Северной войны смог вернуть выборгские земли Российской империи.
– Что бы вы рассказали школьникам об основателе шведского Выборга Торккеле Кнутссоне и о памятнике, который стоит на Ратушной площади?
– Во-первых, что Кнутссон не участвовал лично в походе на карельские земли в 1293 году, это подтверждено разными историческими источниками. Но в 1300 году он участвовал в походе к устью Невы, чтобы завладеть новгородскими землями. Шведы сражение выиграли, однако крепость Ландскруна просуществовала меньше года. Зимой гарнизон, оставшись без подкрепления, обессилел от голода и цинги, а в мае 1301 года русские взяли шведскую крепость. Эта неудача, в том числе, привела к трагичному концу маршала. Кнутссон правил Швецией как регент и не захотел расставаться с властью, даже когда подрос будущий король Биргер Магнуссон. В результате был обезглавлен, католики запретили его отпевать, а гражданская власть не похоронила его на кладбище. Личность этого человека начали возвеличивать, когда Швеция перешла из католичества в лютеранство, и стране понадобились национальные герои в оппозиции католицизму. В 19 веке для этого много сделал Якоб Аренберг, городской и губернский архитектор, который работал в Выборге во времена Великого Княжества Финляндского Российской империи.
Что касается памятника, история его появления подробно и много раз изложена. Я ни в коем случае не настаиваю на его сносе, но это неоднозначная личность для самих шведов, а мы сделали из него основателя Выборгского замка. И если Кнутссон настолько велик, почему тогда сами шведы не устанавливают ему памятники? По мысли Аренберга, именно Торккель Кнутссон «запер ворота Карелии и на вечные времена и провел грань между двумя миросозерцаниями, восточным самодержавием и западным свободомыслием». Получается, Русь, Россия – это деспотичное тёмное самодержавие, западная цивилизация – это манна небесная и свобода мысли. Типичный взгляд сверху вниз западного человека на русских. Правда, история уже много раз давала повод сбивать эту надменность и спесь. Что интересно, примеры такой «свободы» на Западе мы все сегодня прекрасно видим. Комментарии излишни.
– Мы затронули сейчас очень коротко частицу выборгской истории. Как вы планируете преподносить её школьникам?
– Мы предоставляем преподавателям историческую информацию со ссылками и источниками. Она будет разделена на четыре блока, в каждом по четыре урока. Наши учителя – творческие люди, они смогут найти доступный для восприятия школьников стиль изложения. Я думаю, сегодня будет преступлением умалчивать тот факт, что у нас есть самые весомые основания говорить о том, что наш любимый город воинской славы Выборг – древняя русская земля с героической историей.
Ольга РОГОЗИНА
Читать все статьи автора Ольга Рогозина
Читайте также
-
Областные яхтсмены с честью представили 47 регион в Геленджике
-
Хороших журналистов в Выборге станет больше
-
В Ленобласти собирают предложения по благоустройству территорий
-
На связи – школы посёлка Возрождение и города Енакиево
-
Сводка пожаров в Выборгском районе за прошедшую неделю
-
Первомайцы выиграли Кубок Выборга и района по волейболу