РОДОМ ИЗ «СНЕЖНЫХ ДЕСАНТОВ»

РОДОМ ИЗ «СНЕЖНЫХ ДЕСАНТОВ»
1105
РОДОМ ИЗ «СНЕЖНЫХ ДЕСАНТОВ»

Более 700 воинов Рабоче-Крестьянской Красной Армии были перезахоронены на днях в братскую могилу № 33 на въезде в Выборг. Это результаты работы масштабной вахты памяти этого года, в которой участвовали поисковые отряды из Казани и Екатеринбурга, Ленинградской области (поисковая группа «Безымянная») и Выборгского района («Северный рубеж», «Звезда»).

В церемонии захоронения приняли участие депутаты, ветераны, активисты совета молодёжи. Открыл митинг первый заместитель главы районной администрации Владимир РОШКОВИЧ:

– Эти солдаты не щадили своей жизни на благо Родины. И наш священный долг – достойно, с воинским почестями отдать дань памяти каждому из них. Отдельные слова благодарности – поисковикам, являющимся для молодых людей, школьников примером того, как надо относиться к нашей истории. 

За четыре экспедиции, что длилась вахта памяти в бывшем местечке Лиимата у старого поста ГАИ, поисковики сделали максимум возможного. За нынешний этап работ подняты все останки, свезённые сюда в санитарное захоронение более 75 лет назад.

Главный специалист комитета по молодёжной политике правительства Ленинградской области Герман САКС подчёркивает:

– Основная часть перезахороненных сегодня – бойцы и командиры РККА, погибшие в марте 1940 и августе 1941 года в боях за Выборг; их останки были перенесены финскими властями в 1942-43 годах с территорий парков и кладбищ города силами наших военнопленных. Работы по их подъёму длились два года. В итоге были обнаружены останки 1211 человек.

Легенда поискового дела

В составе татарской делегации поисковиков легендарный Илья ПРОКОФЬЕВ, к которому за экспертной консультацией по типам самолётов обращаются едва ли не все поисковики России, а также и ближнего зарубежья. Официально он – управляющий делами региональной общественного молодёжного объединения «Отечество» республики Татарстан. В этот приезд Илья Геннадьевич успел поучаствовать в работах по подъёму одной из крылатых машин, обнаруженной местными поисковиками несколько лет назад под Выборгом.

– В районе станции Таммисуо мы дорабатывали место падения самолёта ИЛ-4, который разбился 3 июля 1944 года; штурман выпрыгнул, а лётчик и два стрелка-радиста погибли. Ещё в 2005 году отряд «Поиск» под командованием Геннадия Дмитриевича МИХАЙЛОВА нашёл это место, им удалось обнаружить останки предположительно одного из членов экипажа. Тогда был непонятен тип самолёта, не нашлось номерных деталей. В этом году мы туда добрались с целью найти какие-то номера, чтобы установить имена членов экипажа. 

И вот нам удалось определить тип самолёта: несколько дней с ребятами мы обследовали территорию, собрали много обломков, нашли характерные для дальнего бомбардировщика узлы и детали. И самое главное – нашли номер двигателя, который дублировался на поршне. По этому номеру мы установили экипаж 815 дальнего бомбардировочного авиационного полка 113 дальней бомбардировочной авиадивизии. Эта дивизия была переброшена под Ленинград в начале июня 1944 года как раз для участия в Выборгской наступательной операции. И, по-моему, этот самолёт был её последней потерей здесь под Ленинградом. 

Самодостаточный десант

Илья Прокофьев в последние годы участвовал в работах поисковиков не только под Выборгом, но и во многих других экспедициях на территории Ленобласти и не только. Он рассказал, что в каждую такую поездку поисковики привозят палатки, генераторы, металлоискатели, необходимую документацию – всё с собой. 

– Мы уже четвёртый год ездим в Гродненскую область. Помню, когда приехали первый раз и поставили лагерь, к нам приехали представители местной администрации с журналистами. А на следующий день вышла статья в местной газете под заголовком «Татарские поисковики построили город в лесу», – смеётся он.

Собственно, это было недалеко от истины, продолжает Илья Геннадьевич: у каждого отряда есть свет (работает генератор), в столовой столы и стулья, всё необходимое для обустройства быта. Эти традиции в ребятах воспитываются в тех местах, где никогда не было боёв, где война отзывалась болью в потерях каждой семьи, но не звучали выстрелы, не рвались снаряды…

– Традиции так называемых снежных десантов в Татарстане уходят корнями в далёкие 60-е. Здесь большое количество высших учебных заведений; в те годы при каждом из них действовал «снежный десант»: студенты ездили по местам боёв дивизий, которые формировались в Татарстане, собирали и издавали воспоминания участников войны. Сейчас в строю потомки этих «десантников», а с тех пор, как первые татарские поисковики приехали в конце 80-х в Мясной Бор, свои отряды они так и стали именовать, например, «Снежный десант гимназии 139». И командиры нынешних поисковых отрядов – бывшие «снежные десантники». Многие люди, работающие сегодня в правительстве Татарстана, прошли через эти десанты. Поэтому отношение у нас к поисковикам совсем другое.

Чтобы стать настоящим поисковиком

Илья Прокофьев рассказал и о своей «Школе поисковика», через курс которой проходят все поисковые отряды республики. В ходе обучения в течение полугода преподаётся антропология, военная археология, геодезия и много других дисциплин. Ну а в ходе посвящения в поисковики, которое 18 новичков прошли в ходе нынешней вахты под Выборгом, начинающим следопытам пришлось преодолеть полуразвлекательные испытания: съесть пересоленную кашу, пересечь полосу препятствий из песка и камней (в Любани они обычно ползают по болоту, уточняет Прокофьев), вычерпать воду из воронок и многое другое. После такого «марш-броска» вымотанная и перепачканная молодёжь бывает несказанно довольна.

 

Елена СТЕПАНОВА

Читайте также