Олег Бауман: душа и совесть нашего доброго, старого Выборгского театра 

Олег Бауман: душа и совесть нашего доброго, старого Выборгского театра 
1412
В спектакле "Старик"

Услышав фамилию Баумана, одни вспоминают талантливого актера, другие сослуживца инженера-конструктора, для третьих он любимый педагог или лектор, а кто-то иногда переспрашивает: Бауманы – это те, кто двух девочек удочерили и одна из них, единственная у нас в городе негритянка?

… Начало лета. В молодом Народном театре Советской Армии закрытие сезона. Утром в квартире Модестовых постоянно хлопает дверь. На кухне фырчит, шипит и потрескивает раскаленная газовая плита. На огромном столе шинкуется все, что надо для винегрета, оливье, а также очень много капусты - её стряхивают в таз и зверски отжимают (мне по малолетству достается пара стаканов сока)…

Эта капуста для прославленного Романского пирога. Вечером - «капустник», тот самый, настоящий капустник, что повелось проводить в наших театрах со времен Станиславского. Под «чай» и классический московский капустный пирог идет разговор о достижениях и неудачах. И всё это в остроумных стихах, монологах и сценах, в обликах то персонажей, поставленных спектаклей, то просто знаменитостей типа старика Хотабыча (Галина Чемихина); феи Изобилия (божественно красивая Нонна Романовская) и, естественно, гоголевского Хлестакова (как можно без него?!): «На столе гусь…лоборданс…лоборданс. Крышку откроешь – дух; …на пароходе из северного поселка приплыл (это исполнитель роли Борис Смирнов выкормил у себя в поселке огромного гуся).

Но это все вечером. А утром вдруг выясняется, что на подарки денег не хватает. Нет, главному варягу – черный блестящий письменный прибор, по интересам подарков осилили. Но ведь все рассчитывали на премию…и ничего!

Вот тут и пришел Олег Павлович Бауман, принес что-то к столу и свои стихи к празднику. Вник в проблему. Взял остаток денег, отлучился ненадолго. Вернулся с пластилином и деревянными кружочками, устроился в уголке…. До сих пор перед глазами его длинные музыкальные пальцы. Сильные, точные движения, и вот возникает кисть руки длиной 10-15см. Ещё несколько движений – пальцы сложены в довольно выразительную фигу. Вечером,  особо надеявшиеся на премию, получили, по штуке в коробочке…Кто-то всплеснул руками: «Это кусочек того, что откололи у Венеры Милосской!»… Кружочек с фигой много лет потом висел в нашем доме на стене.

Вот с тех пор постоянно в театре так: за что бы ни взялся Олег Павлович, -  это  всегда точно, артистично, искрометно. Талант!!!

В феврале 1946 года в газете «Выборгский большевик» в заметке «Право на образование» юный Олег Бауман написал: «Несколько месяцев назад мне исполнилось 18 лет. Завтра я опущу избирательный бюллетень за кандидатов народа. Перед нами открыта дорога к знаниям. Сейчас я учусь в 10 классе. Имею оценки 4 и 5. сам уже преподаю черчение в старших классах. Учащийся 37 железнодорожной школы».

В послевоенные годы эта школа была элитной, с полным штатом великолепных педагогов. Поверьте, то, что в такой школе старшекласснику доверено преподавание,  это дорогого  стоит!

И в то же время Олег Бауман - активный участник творческой самодеятельности. Школьная агитбригада объехала с концертами все станции и полустанки по перешейку и Южной Карелии с отличными концертами.

В начале 50-х Олег оканчивает Выборгский педагогический институт и остается в нем преподавателем. Институт переводят в Псков, следом переезжает Бауман. Потом его друзья и ученики вспоминали  неизменный успех агитбригады института в сельской местности псковщины: Олег Павлович на своем мотороллере объезжал накануне деревни и поселки, а потом приезжала агитбригада, и обыгрывала собранную информацию. Надо сказать, что Выборгский, а затем и Псковский институт был близок к реорганизации своего драмколлектива в театр народного творчества, и Олег Павлович с огромным удовольствием вспоминал об актерской работе в том коллективе как о работе в профессиональном театре. Поэтому позднее появилось поверие, что он профессиональный актер (впрочем, смотря, как понимать это слово). Не случайно, когда в 1961 году Олег Павлович вернулся в Выборг, Ирина Севериновна Григорьева, зная Олега ещё по клубу железнодорожников, без колебаний приглашает его на главную роль в своей дипломной работе, и он совершает настоящее чудо.

Городские театралы много лет вспоминали Мостакова из «Старика» М.Горького, в исполнении Баумана. Четыре года дружбы семьями; творческого сотрудничества -  пять интересных ролей. В том числе легендарного разведчика, Героя Советского Союза Николая Кузнецова в пьесе «Сильные духом». И, наконец, один из самых интересных спектаклей в истории выборгских театров. В 1963 году большая часть коллектива театра Советской Армии и городской народный театр объединяются для совместной работы. Иван Никифорович Устинов предложил поставить общими усилиями пьесу В.Маяковского «Клоп». Две самые важные интересные роли исполняют Михаил Сапожников и Олег Бауман, да ещё как исполняют!

После триумфальной поездки в Москву, выступления на кремлевской сцене Олег Павлович с женой уезжают на четыре года в ГДР, вольнонаемными в группу советских войск. И там не обошлось без самодеятельности. Потом Бауман шутил: «Довелось в жизни и дублером космонавта побывать». И действительно: Алексей Леонов открывал в Галле русский детский сад, пообещал с Дедом Морозом прислать подарки для ребят к Новому году. Выполнил поручение лучший в ГДР Дед Мороз – Олег Павлович Бауман.

В 1969 году Бауманы возвращаются в Выборг. Олег Павлович поступает работать инженером-конструктором  на судостроительный завод, преподает в филиале политехнического института, приходит в общество «Знание» лектором. Десятки людей знают его, как незаменимого мастера своего дела на заводе (до сих пор встречаешь его учеников). Но вот без театра он не выдержал.

В Доме офицеров коллектив изменился, ушли те, с кем он когда-то работал. А вот в культурной жизни города произошло очень важное событие, связанное с Домом культуры: после десятка лет работы с «Агитбригадой» и «Театром миниатюр» Борис Петрович Фурнэ возглавил Выборгский городской народный театр. Олег Павлович пришел в  коллектив и остался в нем преданным участником и блистательным актером. Старожилы прекрасно помнят созданные им на сцене  великолепные и такие разнообразные образы. Новосельцев в «Служебном романе», Орджоникидзе и Цюрупа, Юлиус Фучик и  наконец сам Господь Бог в «Святом и грешном».

 Участник трёх гастрольных поездок за рубеж, дипломант фестивалей и конкурсов, он – и это самое главное - долгие годы  был душой и совестью  театра. Безукоризненная интеллигентность коллектива, что так нравилась нашим друзьям и зрителям, во многом исходила от него, береглась и воспитывалась в новичках. Такие актеры, как Олег Павлович, помогали режиссеру Борису Фурнэ в каждом спектакле поддерживать высочайшую творческую планку, навсегда остались предметом гордости для нашего города, образцом для наших актеров.

Степан МОДЕСТОВ

Читайте также