«Всё для фронта, всё для победы»: насущные вопросы СВО

«Всё для фронта, всё для победы»: насущные вопросы СВО
97
Участники пресс-клуба губернатора Ленобласти

Вопросы журналистов, прозвучавшие на последнем заседании пресс-клуба губернатора Александра ДРОЗДЕНКО, обозначили круг проблем, связанных со специальной военной операцией. Будет ли производиться ротация мобилизованных и новая волна мобилизации? Какая поддержка оказывается ветеранам СВО, получившим посттравматическое расстройство?

Из полуторачасовой встречи, которая проходила под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы», мы выбрали несколько наиболее, на наш взгляд, актуальных вопросов. Первый из них – протезирование. Многие бойцы во время СВО получают ранения, следствием которых является потеря конечностей. В связи с этим несколько месяцев назад губернатор Александр Дрозденко объявил о строительстве в Ленобласти современного комплекса по производству протезов. Каждый участник СВО, нуждающийся в протезе, должен его получить. Но здесь, как оказалось, могут возникнуть сложности. В некоторых случаях необходимо заключение медико-технической комиссии, а её прохождение возможно только в частных компаниях за деньги или в федеральных центрах. Мы задали вопрос, нельзя ли перевести услугу в список оказываемых по территориальному ОМС.

Александр Дрозденко разъяснил ситуацию. Протезирование осуществляется через систему невоенных госпиталей. Обычно решение о том, какой должен быть протез, принимает лечащий врач и компания по протезированию, работающая по контракту с минобороны. Но если родственники или сам пациент хотят изменить рекомендации и получить, например, биомеханический или протез с элементами искусственного интеллекта, тогда требуется заключение МТК. Такое случается, когда дело касается протезирования рук, чтобы функционирование недостающей конечности было более полноценным. Проблема действительно существует, потому что правовой статус и источник финансирования МТК на федеральном уровне не определен, и в систему ОМС эта услуга не включена. В Ленобласти проблема решается следующим образом

– Закладывая деньги из бюджета области в функционирование Мультицентра, мы предусмотрели в том числе финансирование МТК, – рассказал глава 47 региона. – При необходимости комиссия будет приезжать в центр и давать заключение о том, какой именно протез необходим. Финансирование будет осуществляться за счёт центра. Таким же образом работает механизм выдачи сертификатов на зубопротезирование, где необходимы определенные медицинские заключения.

Напомним, что Мультицентр социальной и трудовой интеграции сотрудничает с фондом «Защитники Отечества». Участники и ветераны СВО могут получить здесь необходимую поддержку по разным вопросам по принципу единого окна. Напомним, что в Выборге филиал Мультицентра находится по адресу Комсомольская, 14.

Председатель областного комитета по социальной защите населения Анастасия ТОЛМАЧЕВА уточнила, что комитет оказывает ветеранам СВО дополнительные меры социальной поддержки при последующем протезировании. Имеется в виду, что пока боец находится в системе Вооруженных сил, то все услуги и финансирование идут под ключ напрямую за средства минобороны. Если человек, уволившись из рядов ВС, принимает дальнейшее решение протезироваться, ему будет доступно протезирование на средства сертификата социального фонда России и на дополнительные средства фонда «Защитники Отечества».

Ожидаемым был вопрос о том, как осуществляется социализация участников СВО и какие профессии они могут получить на гражданке. Александр Дрозденко рассказал, что как только боец увольняется из рядов СВО и получает статус ветерана, он может обращаться в Мультицентр за помощью в трудоустройстве. Однако процесс увольнения по различным причинам – ранение, инвалидность, окончание контракта – и получения удостоверения только начинается. Губернатор напомнил, что именно Ленинградская область первой вышла с инициативой, чтобы статус ветерана СВО присваивался не только военнослужащим минобороны, но и бойцам из частных военных компаний. Первыми «вагнерами», получившими удостоверение участника СВО, были ребята из Ленобласти.

Сейчас обладатели статуса ветерана СВО приходят на обучение и трудоустройство в комитет по труду и занятости и в комитет соцзащиты через мультицентры. Для них доступны образовательные программы, включенные в федеральный портал «Работа России», их более 170. Обучение для ветеранов СВО и членов их семей бесплатное, гарантируется трудоустройство, последующее сопровождение, при необходимости – финансовая помощь на переезд и проживание. Предлагается много направлений для женщин, в частности, в бухгалтерии и индустрии красоты. Самые востребованные специальности находятся в сфере цифровых коммуникаций, компьютерной графики, офисных программ, на крупных монопольных структурах, где осуществляется управление производством, например, линией электропередачи или газотрубным оборудованием. Востребовано обучение по специальностям БПЛА, не только военным, но и мирным. Они необходимы в пожарной, лесной, экологической охране, в картографии.

– Мы понимаем, что будут приходить ребята с инвалидностью, особенно по опорно-двигательной системе, – рассказал Александр Дрозденко, – им нужна серьезная работа, но она не должна быть связана со сложным физическим трудом. Фонд «Защитники Отечества» и Мультицентр работают на эту тему с государственным институтом экономики и финансов. 

Обучение сложным специальностям должно быть ступенчатым. Получил одну специальность, поработал – перешел на следующую степень. Мы ставим простую задачу: все, кто к нам обратятся, должны быть трудоустроены. Это совместная задача власти и бизнеса.

Коллега из Волхова попросила рассказать президенту Владимиру Путину о проблеме, с которой сталкиваются ребята, получившие инвалидность, при увольнении из армии. Процесс увольнения может длиться месяцами, что само по себе негативно влияет на психику. А для того, чтобы уволиться, приходится ехать в часть, к которой боец был приписан. Для бойца, потерявшего руку или ногу, а то и обе, задача добраться в далекий от места проживания регион, становится трудновыполнимой. Автор вопроса поделилась своей болью. Её сыну, лишившемуся части голени, чтобы уволиться, пришлось лететь из Ленинградской области в Чечню.

Комментируя услышанное, военный комиссар Ленинградской области Игорь ЯНИН подчеркнул, что каждая ситуация с увольнением индивидуальна. Но есть ряд обязательных процедур, которые происходят в том или ином случае перед увольнением. Если боец получил ранение, его отправляют в госпиталь для лечения, а после его завершения на военно-врачебную комиссию. Комиссия дает заключение, на основании которого главная ВВК ВС утверждает ту или иную степень годности. Эта процедура занимает до месяца. После принятия решения ВВК о негодности военнослужащего к прохождению службы проводится процедура увольнения. Человеку предоставляются все неиспользованные отпуска. Как правило, участники СВО имеют очень большие отпуска, поэтому увольнение затягивается. После отпуска военнослужащий должен прибыть в воинскую часть для увольнения и получить весь комплект документов, включая личное дело и все необходимые справки. Уволить человека на расстоянии в настоящее время нельзя.

– Процедура увольнения наиболее сложная для людей, которые имеют потерю конечностей, – согласился Игорь Янин. – Ранее было принято решение о том, что не нужно приезжать в воинскую часть для продления суток отпуска. Сегодня военнослужащие обращаются в военный комиссариат или в близлежащий госпиталь для продления отпуска. Думаю, соответствующее решение будет принято и для случаев увольнения.

Александр Дрозденко рассказал, что информация о подобных случаях появляется регулярно. Например, недавно парень из Ленинградской области, чтобы уволиться из рядов ВС, после ранения был вынужден лететь на Дальний Восток. Губернатор попросил военного комиссара подключиться к решению вопроса и помочь составить соответствующий запрос в минобороны.

Ольга РОГОЗИНА

Читать все статьи автора Ольга Рогозина

Читайте также