Страницы героической истории Ленинграда
В годовщину снятия блокады Ленинграда участники встречи в выставочном зале «Выборг – город воинской славы» говорили о Малой Дороге жизни.
Ораниенбаумский плацарм
Напомним, что эта дорога шла по льду Финского залива и связывала Ораниенбаумский район с Лисьим Носом, с осаждённым городом на Неве, а далее – с Большой землёй.
Перед старшеклассниками, студентами и преподавателями истории, ставшими участниками семинара «Дороги победы осаждённого Ленинграда», выступила ведущий архивист ЛОГАВ, доцент Выборгского филиала РГПУ им. Герцена Елена ГРУЗНОВА:
– Благодаря Малой Дороге жизни на протяжении двух с половиной лет поддерживался Ораниенбаумский плацдарм, с которого начиналась впоследствии операция «Январский гром», позволившая освободить большую часть Ленинградской области к концу января 1944-го года. К сожалению, про Малую Дорогу жизни сегодня знают далеко не все…
Директор Дома молодежи Георгий РОМАНЕНКО, который в школьные годы был учеником Людмилы ТИТОВОЙ (сегодня она возглавляет секцию жителей блокадного Ленинграда в районном совете ветеранов), признаётся, что именно Людмила Николаевна научила его серьезно относиться к таким понятиям, как патриотизм и уважение к истории.
Стояли насмерть
Елена Грузнова рассказывает, что 43 из 72 районов довоенной Ленинградской области были оккупированы. 8 сентября в блокаде оказался не только Ленинград, но и его окрестности. Самой последней была окружена территория Ораниенбаумского района, когда 15 сентября немцы прорвались к Финскому заливу у Стрельны. Этот рубеж обороны от Петергофа до реки Вороньей наши войска удерживали вплоть до снятия блокады.
– Почему это было так важно? Потому что дальше открывалась прямая дорога к Кронштадту, базе Балтийского флота. Допустить врага ещё ближе к Ленинграду было невозможно.
На этом клочке земли, тянувшемся на 65 километров вдоль берега и уходившего на 30 километров вглубь материка, продолжали работать железнодорожные узлы, позволявшие эвакуировать часть войск, а затем снабжать оставшихся для обороны продовольствием и боеприпасами. Оборонять плацдарм оставались и железнодорожники, в арсенале которых находились два бронепоезда, которые называли крепостями на колёсах. Кстати, на одном из них, подчёркивает Грузнова, стояло орудие, снятое с крейсера «Аврора».
Сообщение с Ораниенбаумским плацдармом установилось только в середине декабря 1941-го.
– Норма хлеба зимой 1941-1942 здесь достигала 100 граммов – люди получали лишь то, чем мог поделиться осажденный Ленинград.
В фондах ЛОГАВ хранится справка, в которой указано число эвакуированных за 1942-й год – 13 977 человек, большая часть из них была вывезена летом, во время навигации. В их числе – воспитанники двух детских домов. Но не прошло и месяца, как эти детские дома вновь были заполнены – родители работали, приближая победу, и не могли присматривать за детьми.
Архивные документы рассказывают, что рыбаки местных артелей перевыполняли норму, участвовали в оборонных работах. В 1942-м открылась лаборатория по изготовлению витаминных добавок из клюквы и хвои, усиленная норма которых направлялась в детские и медицинские учреждения. Работал местный хлебозавод.
Чтобы прокормить коров и лошадей, было принято решение косить сено в городе. Детский дом имел лошадь и две коровы, всего же на этой на территории насчитывалось 45 коров.
«Видно, все мы рано повзрослели»…
Согласно документам летом 1942-го дети полдня учились, потом помогали взрослым на сельскохозяйственных работах. В перечне школьных предметов появились такие дисциплины, как агрономия, текущая политика, сельхозпрактика. На начало 1941-42 учебного года в школах блокированного Ораниенбаумского района числилось 1346 учеников, на 1 сентября 1942-го – 204 школьника.
В фондах ЛОГАВ хранятся и другие документы, являющиеся бесценными приметами того времени, к примеру, справка об успеваемости. Слушатели семинара, которым Елена Грузнова раздала копии, обратили внимание, что в ведомости только начальные и средние классы. По всей видимости, старшеклассники работали как взрослые или, как нередко случалось в те годы, вставали в ряды оборонявших город. Примечательно, что средний процент успеваемости был высоким, гораздо выше, чем до войны.
Дети относились к учёбе очень ответственно. Им говорили: дело ваших отцов – война, дело ваших матерей – работа в тылу, помощь фронту, ваше дело – хорошо учиться, потому что после войны именно вам придётся восстанавливать страну.
Эх, Ладога!..
К памятной дате была развернута выставка «Машины Дороги жизни». Её автор – поисковик, краевед и учёный Артём ПАСТУХОВ отмечает, что название выставки можно рассматривать как одно предложение а можно поставить после каждого слова точку, и это тоже будет правильно.
В витрине представлено десять масштабных моделей. Вопреки распространенному стереотипу по Дороге жизни перемещались не только «полуторки», но и трёх- и даже пятитонные грузовики. Они перевозили уголь, горючее и другие необходимые осаждённому городу грузы. Для них прокладывались отдельные маршруты, проходившие чуть севернее основного направления; дорогу усиливали дощатым настилом, который вмораживали в лёд.
– Здесь также представлены арт-визуализации (компьютерные картинки, созданные в рамках проекта «Трёхмерная летопись Победы»), в том числе с эффектом дополненной реальности. То есть камеру планшета или смартфона со специальным приложением можно навести на фотографию (например, «Прибытие поезда Победы в феврале 1943-го года»), и на экране появится еще одно изображение того же события.
Частью экспозиции стал баннер Поискового движения России, иллюстрирующий марафон «Живём в поиске», который реализуется в рамках нацпроекта «Образование».
Ещё на четырёх стендах представлены документы, фото, карты, сгруппированные по годам – с 1941-го по 1944-й.
Артём Пастухов подготовил также сообщение «Хрупкий Ладожский лёд», в котором ещё раз напомнил о прогибографе, с помощью которого измерялись колебания льда при движении машин по Дороге жизни:
– Учёные ленинградских институтов в ноябре 1941-го провели замеры льда – его вязкость, пластичность, толщину, глубину промерзания, давление, которое он выдерживает. И уже 22 ноября по льду Ладоги пошли первые машины.
На начальном этапе эксплуатации переправы многие машины проваливались под лёд. Изобретатели вычислили, что скорость 35 км/ч вызывала разрушительный для льда резонанс. Изобретение прогибографа позволило в феврале 1942-го переправить по льду даже танки, с предварительно снятыми и уложенными на специальные буксируемые сани башнями.
Ценным артефактом экспозиции стала деталь автомобиля «Форд», обнаруженная поисковиками минувшим летом на острове Гогланд. Находку иллюстрирует фото самого автомобиля, сделанное в Выборге.
Елена СТЕПАНОВА
Читать все статьи автора Елена Степанова