Особенности национальной трапезы

Особенности национальной трапезы
354
У самовара команда ветеранов культуры

Сохранению семейных традиций и ценностей следует фестиваль народных традиций, первая встреча в рамках которого прошла в помещении Выборгского Совета ветеранов.

Сердца открыты радости

На Ленинградском проспекте, 2 собрались для обмена опытом представители первичных районных ветеранских организаций. Организатор встречи Галина СТЕПАНОВА рассказала нашему корреспонденту, что каждая из трех команд подготовила небольшое театрализованное представление, посвященное особенностям национального чаепития. Это одна из старинных русских традиций. Кстати, русский чай, до появления заморского, заваривали из кипрея – иван-чая.

– В России существуют музеи чая: в Москве, Иркутске, Дагомысе и Ярославле, но у нас в Выборге точно такого музея нет, – рассказывает капитан команды ветеранов культработников Наталья ЛЕБЕДЕВА. – Чай – не просто напиток, а основа русского гостеприимства и традиционный элемент общения во время дружеской встречи.

Издавна на Руси чай почитали как прекрасный напиток для утоления жажды, снятия усталости, для бодрости и поднятия настроения. Первое упоминание о горячем напитке из иван-чая датируется 12 веком. Легенда гласит, что князь Александр Невский отправился в свое время в Копорскую крепость, чтобы сразиться с полком германских крестоносцев. После тяжелой битвы монахи из местного монастыря угостили князя чудодейственным напитком, после которого он уснул, как младенец. А проснувшись утром, почувствовал прилив сил и энергии. Тогда и приказал князь местным крестьянам собирать кипрей узколистный, «дабы поднять здравие и облегчить страдание воинов в бою».

Производить копорский чай в большом количестве стали во время правления Екатерины Великой: её придворный после путешествия в Китай, открыл в своем имении в Копорье чайное производство. Кроме кипрея, в чай добавляли лекарственные травы, растущие рядом, и в зависимости от этого разделяли на сорта. Поставляли чай и на царский двор, но в основном в европейские страны.

Китайский чай попал в Россию в 1638 году как подарок московскому царю от монгольского хана. До 18 века чай пили только по большим праздникам, он стоил дорого. Выражение «чайком побаловаться» пошло с тех времен.

Пушкин так писал о чайных посиделках в одной из глав поэмы «Евгений Онегин»:

Под вечер иногда сходилась

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья –

И потужить, и позлословить,

И посмеяться кой о чем.

Проходит время; между тем

Прикажут Ольге чай   готовить,

Там ужин, там и спать пора,

И гости едут со двора».

А вот ещё:

Смеркалось, на столе   блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Под ним клубился лёгкий пар.

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам тёмною струёю

Уже душистый чай бежал,

И сливки мальчик подавал…» 

 «У самовара я и моя Маша!»

Экспонаты для импровизированного музея команде ветеранов предоставили родственники и друзья – собирали всем миром! И здесь было что посмотреть.

Непременный атрибут чайного стола – пузатый самовар, есть предположение, что его изобрели в России в конце 17 века. Внутри самовара находился «кувшин», в который помещали сухие чурки или сосновые шишки для розжига, сверху надевали трубу, увенчанную старым сапогом для раздувания огня. Вода в самоваре долго не остывала, а сам он являлся предметом роскоши, который передавался по наследству. Представленный на экспозиции столетний самовар производства фабрики братьев Баташевых принадлежит семье Новиковых из поселка Перово.

– Его передал внуку дед, житель Тверской области Николай Васильевич Новиков – фронтовик, сельский учитель, – рассказывает Наталья Лебедева. – И даже в трудные 90-е годы он помогал семье выживать.

Другой самовар, современный, знаменит тем, что принадлежал семье мичмана в отставке Леонида Войтовича, который работал в отделе подводной археологии Выборгского краеведческого музея.

Для ритуала чаепития необходимы чайные сервизы, парадные из которых ставят на стол только по особо торжественным случаям. В 70-е годы особо ценились немецкие, чешские сервизы, а также выпущенные на Ленинградском фарфоровом заводе.

В импровизированном музее можно было полюбоваться красивыми емкостями для хранения чая, заварным чайником, побывавшим несколько раз в кругосветном путешествии, карамельками-подушечками (так любимыми нашими бабушками) и даже старинными сахарными щипчиками, принадлежащими ранее жительнице Вологодской области Анне Иосифовне Шафранской. Малиновое варенье, сушки, сухари, кусковой сахар – традиция чаепития чудесным образом соединяет прошлое с настоящим!

 Главное, ребята, сердцем не стареть!

Поляна туристического слета, на которой уютно расположилась следующая команда ветеранов… Развели костер, вскипятили воду, заварили ароматный чай из листьев и почек местных растений. Теперь можно и песню затянуть о картошке!

На столике этой команды все соответствует моменту: красивые китайские термосы, алюминиевые кружки, многим из которых уже больше 50 лет, пакетики с сухими травами, даже банка сгущенного молока, так любимого туристами.

В походе можно использовать только питьевую воду из колодца или родника. Для приготовления чая на костре воду можно брать и из другого источника, но следует прокипятить ее дважды.

– Некоторые ошибаются, уверяя, что чай к нам пришел из Индии, – говорит Наталья КРИВОШЕЕВА. – На самом деле – из Китая. Приготовление китайского чая – это настоящее искусство, культура этой восточной страны.

О чем только не побеседуешь с друзьями, уютно расположившись вокруг костра, можно и о чайных традициях других народов поговорить. В семейных походах важным моментом является обучение детей правильному поведению на природе, правилам рыбалки и разведения костра, приготовления на нем пищи.

В походах же патриотической направленности большое внимание уделяется изучению родного края. Об одном из таких походов в Долину смерти Каменногорского поселения рассказала Нина СМИРНОВА, начинавшая свой трудовой путь в Лесогорской школе. Надежда ХОМЯКОВА вспомнила семейные посиделки на берегу озера Байкал во время строительства Байкало­-Амурской магистрали, которому она отдала 20 лет своей жизни. Утверждает, что в Байкале вода чистейшая и вкусная!

И, конечно, чай, приготовленный на костре – это обязательный ритуал всех походов!

 Чашка чая – это счастье, которое можно пить!

– По статистике, на земном шаре каждую секунду выпивают больше двух миллионов чашек чая! В 1769 году был подписан договор на первую большую поставку чая из Китая в Россию, – начинает свой рассказ капитан каменногорских ветеранов Екатерина ПОТЁМИНА. – Для простых людей чай был в диковинку: «Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить, а я от роду не знаю, как же это сотворить. Взял горшок, налил водички, всыпал чай я весь в горшок, и приправил луком, перцем, да петрушки корешок. Разливал его по плошкам, хорошенько размешал, остудил его немножко, на господский стол подал».

Чайное растение в России впервые было посажено в Никитском ботаническом саду в 1814 году. В советское время появилась плантация чая в Краснодарском крае. Традиция чаепития по-русски отличается от европейской. Самовар – символ добра и домашнего уюта. Вторая особенность – пить чай из блюдечек, как на картине Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем». Русское чаепитие сопровождается обильными закусками, из-за чайного стола каждый участник должен встать сытым!

Чаепитие в Выборгском Совете ветеранов завершилось частушками и песнями!                                                                                                              

Публикация подготовлена рабочей группой газеты «Выборг» при поддержке Комитета по печати Ленинградской области

Читайте также