Музыка для особенных детей – вполне реально!
Выборгская Школа искусств внедряет новые программы
Сегодня в России создается система, обеспечивающая условия для обучения детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями.
Эти дети, несомненно, нуждаются в постоянном внимании со стороны психологов, врачей и педагогов, их обучение и воспитание требуют особого подхода. Адаптированные образовательные и коррекционно-развивающие программы призваны помочь такому ребенку научиться жить и обеспечивать себя самостоятельно.
Законодательная база
В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» адаптированная образовательная программа должна соответствовать индивидуальной программе реабилитации. В статье 2, ч. 16 – впервые в российской законодательной практике – закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется человек, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В ч. 3 статьи 79 разъясняется, что имеется в виду: использование специальных образовательных программ и методов обучения, учебных пособий и дидактических материалов, создание доступности в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено обучение особенных детей.
В своих рекомендациях комиссия исходит, прежде всего, из особенностей развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка при непосредственном участии его родителей или законных представителей.
По распоряжению Правительства РФ Московским психолого-педагогическим университетом были разработаны методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных образовательных программ для детей с ОВЗ.
В выборгской Школе искусств, руководит которой Инна САПОГОВА, хорошо понимают необходимость внедрения данных программ: с нового учебного года особенные дети нашего города будут иметь возможность войти в это творческое сообщество.
Практические шаги
В апреле педагогическим советом школы были приняты рассчитанные на четыре года программы в области музыкального искусства для детей с ОВЗ.
В этом году преподавателями школы была проделана огромная работа по разработке и составлению адаптированных программ. Конечно, как и все новое, нас сначала это немного пугало и настораживало. Мы изучили большое количество методического материала, активно обсуждали, какие предметы войдут в учебный план, по каким критериям сможем отслеживать результативность, по каким учебникам, пособиям и с каким дидактическим материалом будем работать. Конечно, написание и составление программ, обучение и погружение в методу – это трудоемкий процесс, но это все теория, здесь особенные дети, и это для нас первоначальный опыт. Каждому ребенку будут определены свой вектор развития и своя форма подведения итогов реализации программы. Инна Сапогова, директор выборгской Школы искусств
Напомним, что в Школе искусств реализуют две программы: предпрофессиональную и общеразвивающую, кстати, по ней пятый год успешно овладевает скрипкой слабовидящий ребенок. С помощью мамы, которая переписывает ноты более крупно, он уже выходит на сцену вместе с оркестром.
В адаптированную программу для детей с особенностями развития, куратором которой является наш методист Елена Орлова, вошли такие предметы как: «Игровое сольфеджио», «Логоритмическая гимнастика», необходимые для появления новых ощущений – это пальчиковая гимнастика и работа над ритмом. Эти предметы будет вести опытный педагог, автор этих рабочих программ, музыкант-дефектолог Елена ФЕДОТОВА. Мы планируем постепенно подготовить для этой работы и остальных преподавателей, насколько позволит школьный бюджет. Инна Сапогова, директор выборгской Школы искусств
Рабочую программу по фортепиано разработали преподаватели Наталья ПОЛУНИНА, Марина ЛЕБЕДЕВА, Ирина КИМ; по аккордеону и баяну Зоя НАУГОЛЬНОВА и Елена ШАБАРДОВА, по флейте и блок-флейте – Марианна МУЛЫГИНА, по гитаре – Татьяна САРИЕВА. По предмету «Слушание музыки» занятия будет вести молодой преподаватель, аспирант университета имени Герцена Валентина ФЕДОРОВА.
Следует заметить, что из четырех выделенных мест, обучение на которых бесплатное, одно уже занято, три пока вакантны. Родителям особенных детей следует поспешить, но при этом помнить, что для них нагрузка увеличится. Ведь первый год обучения присутствие на занятиях папы, мамы или их законных представителей обязательно! Количество учебных занятий в неделю – 3,75 академического часа, расписание будет составляться для каждого ребенка индивидуально.
Напомним, что губернатор Ленинградской области Александр ДРОЗДЕНКО поручил чиновникам регионального правительства разработать дополнительные меры поддержки семей, при этом помощь семьям, имеющим особенных детей, будет оказываться без исключений и в натуральном выражении — в виде вещей, путевок в лагеря, лекарств и продуктов.
Выступая в конце апреля перед Законодательным собранием региона с ежегодным отчетом, Александр Дрозденко напомнил, что в конце 2017 года в Ленобласти был принят Социальный кодекс, который гарантировал социальные меры поддержки с учетом критериев нуждаемости. Около 57% бюджетных расходов Ленобласти в 2018 году пойдет на образование, здравоохранение и социальную поддержку населения.
В свете этих процессов новая адаптированная программа обучения детей с ОВЗ, внедряемая «Школой искусств города Выборга», имеет значение, недооценить которое невозможно.
Адрес школы: город Выборг, улица Сухова, дом 14, телефон, по которому ждут звонков родителей до 28 августа: 2-89-25. Летом школа работает без обеда с 9 до 17 часов
Ольга НАБАТОВА
Читать все статьи автора Ольга Набатова