Николай Лященко – комендант Выборга в 1944 году
Он родился 3 (16) мая 1910 года на станции Зима Иркутской губернии в семье ссыльного. Отец, Григорий Фёдорович, был кузнецом. Мать, Елена Алексеевна, происходившая из крестьянской семьи, - домохозяйка. В семье было 8 сыновей, трое из них стали офицерами. Все братья воевали в годы Великой Отечественной войны, двое погибли. Племянники продолжили семейную традицию: пятеро стали офицерами, трое из них - морскими.
Сын и внук кузнеца
Дед со стороны отца был родом с Екатеринославщины (ныне Днепропетровская область). Кузнец, он считался мастером на все руки, слыл хорошим плотником и столяром. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Федор Лященко был награждён Георгиевским крестом и медалью. Недостатком его был очень гордый нрав, который он так и не смирил. За избиение пристава дед первый раз отделался ссылкой в киргизское село.
Поселившись там, принципиально брал одинаковую плату за свою работу с киргизов и русских, чем вызвал недовольство зажиточной верхушки округа. Однажды вступился за местных жителей на суде, и те выиграли суд. Но дед имел неосторожность повздорить с обидчиками, вплоть до драки. «В пылу схватки «угостил» шкворнем обидчиков и вступившегося за них стражника. Вновь суд. На этот раз дед получил 20 лет каторги в Сибири» [1].
После реабилитации деда, ещё до 1917 года, семья Лященко переехала в Киргизию в Пржевальск (ныне Каракол). Там Николай окончил 2 класса вечерней рабочей школы, был наездником, молотобойцем и кузнецом на Урюктинском конном заводе. С 1925 года он кузнец в селе Сазоновка (ныне Ананьево) Иссык-Кульского района.
Когда осенью 1929 года случился советско-китайский конфликт на КВЖД, Николай Лященко добровольно вступил в Красную Армию. Вскоре его направили на учебу в Объединённую военную школу имени В. И. Ленина в Ташкенте. В составе отряда курсантов он в 1931 году участвовал в разгроме последних басмаческих банд в Средней Азии, сначала как рядовой, а потом командовал отделением и даже взводом. Был награждён личным оружием.
Большой Николас
Окончив военную школу в 1932 году, Николай начинает службу в Омске в качестве командира стрелкового взвода в 217-м стрелковом полку. Его взвод занимает первое место по боевой и политической подготовке в Сибирском военном округе, а затем на соревнованиях в Москве, и Лященко назначают на должность командира роты. Благодаря постоянному стремлению к знаниям, высокой требовательности к себе и подчинённым, Николай Григорьевич быстро продвигался по службе: стал заместителем командира батальона, а затем и начальником полковой школы младших командиров. В 1936 году за успехи в боевой и политической подготовке подразделений Николай Григорьевич Лященко был награжден орденом Красной Звезды.
С мая 1937 года по октябрь 1938 года Лященко – в Испании: сначала советник бригады, затем дивизии и, наконец, корпуса в республиканской армии, сражавшейся с фашистскими мятеж- никами. Испанцы полюбили его, прозвав «Большой Николас» за высокий рост (193 см) и богатырское телосложение (вес – 115 кг, размер обуви – 48). Николай Григорьевич владел всеми видами стрелкового оружия в совершенстве. Он собирал и разбирал пулемёт «максим» с завязанными глазами, мог из него на мишени выбивать своё имя, мог стрелять, не глядя, через плечо из пистолета и попадал в цель. Чтобы выучить испанский язык, Лященко получил разрешение пожить несколько месяцев в подразделениях бригады, которую надо было формировать, обучать и в составе которой предстояло воевать: «Я довольно быстро освоил испанский язык; конечно, изучал его и тренировался в разговоре» [1]. Соединение успешно вело боевые действия, и заслуги Николая Григорьевича были оценены орденом Красного Знамени.
После возвращения из Испании Лященко учился в академии имени Фрунзе, которую успешно окончил в мае 1941 года. С началом Великой Отечественной войны подполковник Лященко был назначен командиром 972-го стрелкового полка, а в марте 1942 года возглавил 106-ю стрелковую дивизию, сражавшуюся на Южном фронте. Дивизия с боями отходила на восток, вплоть до Сталинграда, и командиру дивизии пришлось выводить её из окружения. Семь раз выходивший из окружения вместе с войсками, Николай Григорьевич вспоминал: «Всегда в самых сложных обстоятельствах оставлял себе три патрона. Один фашисту и два себе. Ни за что в плен бы не сдался…» [2]
Поздравление от Жукова
Лященко принимал участие в целом ряде операций на Юго-Западном, Волховском и Ленинградском фронтах. Был ранен, контужен, получал боевые награды. Отличился в тяжелейших боях под Ленинградом, где был заместителем командира 18-й стрелковой дивизии. 6 января 1943 года это соединение вело наступательные бои по прорыву блокады многострадального города. В районе 5-го рабочего посёлка части дивизии соединились с войсками соседнего фронта. Блокада была прорвана. И первым поздравил полковника Лященко с успехом Маршал Советского Союза Георгий Жуков [3].
Затем Лященко командовал 73-й отдельной морской стрелковой бригадой и за короткий срок сумел значительно поднять её боевую выучку и способность решать сложные задачи. Бригада вошла в число лучших соединений Ленинградского фронта, а Лященко вскоре принял командование 90-й стрелковой дивизией, с которой он прошёл весь боевой путь до конца войны.
90-я стрелковая дивизия была сформирована в сентябре 1936 года в Карельском укреплённом районе, принимала участие в Советско-финляндской войне, за успешную операцию по прорыву линии Маннергейма была награждена орденом Красного Знамени. Приняв на себя удар фашистов в Литве, дивизия с боями отходила к Ленинграду, нанося противнику большой урон. В составе Ленинградского фронта в 1941-1942 годах дивизия вела ожесточенные бои в устье реки Тосны, у Красного Бора, Путролова, Ям-Ижоры, 8-й Гидроэлектростанции, принимала участие в боях за Синявинские высоты. Воевавшие в ней гордились боевой славой дивизии. Раненые старались вернуться в свою часть, а подчас и не попадать в госпитали: лечились в медицинских пунктах.
Под командованием Лященко 90-я дивизия приняла активное участие в боях по снятию блокады Ленинграда. 14 января 1944 года началась Красносельско-Ропшинская наступательная операция, или «Январский гром»: при поддержке артиллерии и танков полки дивизии захватили село Гостилицы, взяли много пленных, при этом наши части понесли сравнительно небольшие потери. «Наутро 15 января вышла армейская газета с заголовком: “Бить немцев так, как бьют их солдаты, сержанты и офицеры полковника Лященко”». Николай Григорьевич хранил эту газету как самую высшую военную и политическую награду. 19 января 1944 года 90-я Краснознамённая дивизия взяла штурмом сильно укрепленный врагом посёлок Ропшу. Москва салютовала воинам-освободителям двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Дивизия получила почётное наименование Ропшинской, а комдив Лященко стал кавалером ордена Суворова 2-й степени.
Светлана КУДРЯШОВА
Список источников:
1. Лященко Н.Г. Время выбрало нас. – М.: Воениздат, 1990. – 528 с. – (Серия «Военные мемуары»).
2. Интервью, данные Николаем Григорьевичем Лященко «Военно-историческому журналу» (1995) и газете «Красная Звезда» (2000).) http://voina.com.ru/?p=9 01.09.2019
3. Н.Г. Лященко. Ленинградский треугольник героизма: Кировск – Ропша – Выборг в 1942 -1944 гг. Автор-составитель: профессор Академии военных наук, преподаватель кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин Общевойсковой академии ВС РФ полковник В. Милованов.
(Продолжение в следующем выпуске)