Выборгский краевед о военной истории нашего края и о людях, чьи имена остались в ней навсегда

Выборгский краевед о военной истории нашего края и о людях, чьи имена  остались в ней навсегда
2005
Мирхат Мусин на выставке в библиотеке Алвара Аалто

Он увлечён военной историей Карельского перешейка, изучает творческий и жизненный путь фронтовиков – литераторов и журналистов, пишет о них, коллекционирует открытки, посвященные этой теме, и даже сам создаёт уникальные экземпляры.

Недавно в библиотеке Алвара Аалто проходила выставка его материалов, посвященная 80-летию окончания Советско-финляндской войны. Сегодня известный выборгский краевед рассказывает о том, как создавалась выставка, о своих новых идеях и планах.

«Нас немного, по пальцам пересчитать»…

– Идея выставки появилась лет десять назад. Я долго думал, в каком виде её представить, ведь каждый музей или выставочное пространство имеет свою специфику. Скажем, музей связи – это марки, открытки, конверты. В детской библиотеке уместна литература, соответствующая возрасту, плюс вещественные результаты работы поисковиков – находки, обмундирование военного периода и другое. А для библиотеки Аалто, где выставочное пространство довольно обширное и необычное, нужно было делать упор на литературу. К тому же здесь бывает много гостей из Финляндии, поэтому часть экспонатов должна быть интересна и им.

Помощниками в реализации идеи выступили не только товарищи по увлечению (Владимир Ёлкин из петербургского клуба любителей открыток, сотрудник историко-литературного музея «Вася Тёркин» Вячеслав Кокин, а также выборгский филателист, филокартист, фотограф и краевед Николай Есин), но и сотрудники библиотеки, предоставившие в качестве экспонатов книги из фондов.

– Мы показали как прижизненные издания литераторов того периода, так и книги, вышедшие уже после их гибели. Например, Лев Канторович свою книгу «В боях» смог увидеть только в виде гранок – в свет она вышла в августе 1941-го, уже после гибели автора. Мирхат Мусин

В целом, отмечает Мирхат Мусин, темой Советско-финляндской войны занимается небольшое число исследователей. Помимо уже названных – это петербургский учёный Владимир БАРЫШНИКОВ, его коллега по СПБГУ Юрий КРИВОШЕЕВ (правда, он, по словам Мусина, уже отошёл от этой темы), выборжец, а сегодня петербургский краевед Никита ТУМАНОВ, московский историк Сергей Назин. Все они друг друга хорошо знают.

Мусин признается, что в ходе оформления выставки пришлось отказаться от эффектного раздела, посвященного поисковому движению, который попросту не уместился бы в отведенном пространстве. Да и вообще – экспонатов, имеющихся у его сподвижников-коллекционеров, наберётся ещё не на одну такую экспозицию.

Уж пять лет минуло…

Мирхат давно сотрудничает с нашей газетой. На страницах «Выборга» регулярно появляются его публикациями краеведческой и исторической направленности. Масштабный проект посвящён литераторам, воевавшим на фронтах Советско-финляндской войны. За 5 лет вышло 18 исследовательских статей, за каждой из которых – огромный труд, неустанный поиск, тщательное изучение архивных материалов.

– Каждое исследование может занимать год, а то и все пять. Объём информации в каждом из найденных источников очень мал. Например, для статьи о Лебедеве-Кумаче я использовал 25 источников: воспоминания, газетные публикации, рецензии и пр. К тому же я обязательно перечитываю литературное наследие каждого из этих писателей, причем не только военного периода. Мирхат Мусин

18 писательских судеб, самым непосредственным образом связанных с участием в «незнаменитой» войне, а значит, и с нашим краем – это дорогого стоит. Тем более что краевед представляет читателю писателей, поэтов и журналистов, имена которых зачастую мало известны массовой аудитории, – фактически, не побоимся громких слов, возвращает их из небытия. Впрочем, какие-то имена мы хорошо знаем, но не знаем детали их боевой и творческой биографии, относящиеся к Советско-финляндской войне. В перспективе – статьи, посвященные Всеволоду Вишневскому, Леониду Соболеву – оба они моряки, воевавшие здесь и в «финскую», и участвовавшие в боях за Выборг в 1944-м. И в перспективе – Тихонов и Твардовский.

– Это, конечно, «глыбы»… Николай Тихонов – один из немногих писателей, удостоенных помимо большого количества боевых наград такой же, как у Брежнева, почётной медали «За укрепление мира», лауреат Ленинской премии, трижды лауреат Сталинской премии. Вишневский прошёл пять войн! Он участвовал в Таллинском переходе (эвакуация основных сил Балтийского флота в августе 1941 из Таллина в Кронштадт), стоя на мостике видел по минутам страшные эпизоды гибели кораблей… Его воспоминания о войне и блокаде Ленинграда, на мой взгляд, гораздо сильнее, чем даже «Блокадная книга» Гранина и Адамовича. Не все знают, что Всеволод Вишневский в качестве корреспондента «Правды» присутствовал на Нюрнбергском процессе. Мирхат Мусин

Мирхат Мусин говорит, что большей частью люди, чье наследие и судьбу он изучает, погибли молодыми, а это значит – практически не осталось их воспоминаний, свидетельств однокурсников, боевых товарищей, оставшихся в живых, тоже крайне мало, поэтому собирать материалы пришлось по крупицам.

Чтобы нить памяти не прерывалась

А что еще? А еще в планах краеведа изучение документов по истории Выборга периода 1940-41-го и с 1944-го по 60-е годы. Все подшивки нашей газеты за эти годы, отражающие жизнь города и горожан, ход послевоенного восстановления, он уже тщательно просмотрел и перечитал. Следующий шаг – работа в ЛОГАВ, изучение решений партийных органов областного уровня в партийном архиве.

– Партия в те годы, как пелось в известной песне, была нашим рулевым, и руководила восстановлением Выборга. Надо поднимать эту историю. Мирхат Мусин

Еженедельно по нескольку дней он проводит в Петербурге – в библиотеках, архивах, перечитывает большие объёмы периодики, всевозможных документов. По старинке конспектирует все найденное, выписывая цитаты из документов в отдельные общие тетради большого формата. Беспокоится по поводу того, что Книга памяти Советско-финляндской войны остается незаконченной: работа, по мнению краеведа, выполнена лишь на две трети:

– До 2010 года было издано восемь томов, надо – ещё четыре. В списке погибших из Новгородской, Псковской, Вологодской и других областей, входивших в то время в Ленинградскую, мы дошли только до буквы «Р». В идеале в областную Книгу памяти должно войти около 80 тысяч имён из 130 тысяч погибших на той войне (остальные были уроженцами или жителями других регионов). Мирхат Мусин

По словам Мусина, для продолжения работы необходимо решение губернатора и, конечно, финансирование. Возможно, эта идея послужит темой для президентского гранта или другой меры поддержки. Со своей стороны заверяет, что работа по сбору материалов не прекращалась и рабочая группа единомышленников готова ее активизировать

Екатерина ВОРОБЬЁВА

Читать все статьи автора Екатерина Воробьева

Читайте также