ВЦ «Эрмитаж-Выборг»: Я помню, как мы ехали по Ладоге…

ВЦ «Эрмитаж-Выборг»: Я помню, как мы ехали по Ладоге…
1037
ВЦ «Эрмитаж-Выборг»: Я помню, как мы ехали по Ладоге…

Идя в ВЦ «Эрмитаж-Выборг» на встречу с художницей Гелей ПИСАРЕВОЙ, я и не предполагала, что наш разговор коснется темы предстоящего юбилея Великой Победы. А оказалось, что тема эта в сердце Галины Демьяновны занимает особое место.

Я родилась в Ленинграде. Моя мама во время блокады работала воспитателем в детском саду. В 1942 году нас вывезли на Большую землю. Я помню, как мы ехали по Ладожскому озеру на грузовике, помню алюминиевые солдатские миски с вермишелью и сосисками. Это то, что не изгладится из сердца никогда. Потом добирались в товарных вагонах на Украину, где жила моя бабушка по отцовской линии. У меня была полная дистрофия, и мой дядя ночью на руках внес меня в хату. А на столе рядом с белым хлебом стояла крынка с молоком. Это было счастье…

В Луганской области я окончила 4 класса. Еще там, на Украине, я взяла в руки карандаш, на уроках рисования помогала всем одноклассникам. После освобождения города от блокады мы вернулись в Ленинград. Учитель рисования посоветовал маме отдать меня в Таврическое художественное училище (ныне Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха – ред.). Отец погиб на Ленинградском фронте, поэтому меня приняли туда на бесплатное обучение. Затем окончила факультет скульптуры Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

У меня есть большие работы, посвященные памяти погибших в той войне, и главной героиней всех моих скульптурных композиций остается Женщина. Это воплощение матерей и жен, ждущих своих сыновей и мужей…

Уважение к Женщине, понимание ее священной роли осталось у меня с детства и на всю жизнь.

Картина «Деревня» занимает центральное место на первом этаже выставочного центра. Ощущение, что эти избушки и пригорки не потеряли энергетики совсем ещё недавно живших здесь людей. Все вроде бы так просто, но определенно чувствуешь запах свежеиспеченного хлеба, покой и умиротворение, что-то очень русское… Возможно, это память о радостных или горестных страстях жизней, ушедших в мир иной или уехавших в поисках лучшей судьбы…

Уходит деревня… Все мои воспоминания псковские - у меня все родственники псковичи, и мама родилась во Пскове. Теперь уже там никого нет. На месте дома моей бабушки стоят коттеджи. Недавно в псковском музее народного творчества была моя выставка…

Женщин наших я вижу как Хранительниц России, они должны это понимать и нести в себе это чувство. Она – мать, главная в семье, и во время войны во многом благодаря ей была достигнута победа. Добрая, ласковая, все, что хорошего есть в нашем мире, идет от женщины.

Когда мы учились в институте, то проходили практику работ по дереву, камню, бронзе.

Я всегда подбирала бездомных животных: собак и кошек. Как-то, гуляя с собаками, увидела на стройке Васильевского острова баки с небольшими деревянными болванками. Набрала этих болванок и на балконе начала резать. С тех времен и полюбила дерево, такой теплый человеческий материал…

Творчество художников влияет на изменение жизни в ту или иную сторону. Я видела войну и знаю, что это такое, но я никогда не буду её изображать. Я хочу нести радость людям, чтобы они любили друг друга и были счастливы. Без женщин мир был бы ужасен. Они несут в себе очищение…

И еще одно впечатление: на третьем этаже вывешено масштабное полотно: на ветру полощется, сушится выстиранное женскими руками белье.

И это тоже символ: чистота жизни, достигнутая благодаря незаметному, казалось бы, обыденному, каждодневному женскому труду…

Ольга НАБАТОВА

Читать все статьи автора Ольга Набатова

Читайте также