В небесах вы летали одних…
Поиск ведет «Северный рубеж»
В поселке Лесогорский (в прошлом уездный центр Яаски) четыре года назад появилась вторая братская могила. Одна, всем хорошо известная, находится на улице Летчиков, а эту поисковики нашли в результате долгой и кропотливой работы. Если судить по воспоминаниям свидетелей жестоких боев начала Великой Отечественной войны, то должны быть еще три захоронения.
Осенью 2014-го земле со всеми полагающимися воинскими и гражданскими почестями было предано 36 жертв – военные, мирные жители, в том числе и дети. 22 июня 2015 года здесь были похоронены ещё 34 бойца – имена пятерых из них удалось установить. Спустя год – еще 21 жертва войны… А в прошлом году из тринадцати поднятых бойцов был идентифицирован уроженец Грузии Хуту Миминошвили. Поразительный факт: выяснилось, что жива его родная сестра, 90-летняя Талико, не дождавшаяся брата с войны. Племянники горца приезжали в Лесогорский, увезли на родину его останки и похоронили с особыми почестями.
Так и продолжается традиция – хоронить поднятых в здешних местах солдат в один и тот же день – 22 июня. Не стал исключением и нынешний День памяти и скорби. В числе двадцати воинов и экипаж дальнего бомбардировщика ДБ-3, сбитого 15 февраля 1940 года и упавшего в болото неподалёку от посёлка Пальцево. Поисковая экспедиция началась в прошлом мае и продолжается до сих пор; год назад были подняты останки лётчиков, теперь ее участники надеются достать винты и другие детали самолёта, чтобы сделать из них отдельный мемориал над могилой.
Из Воронежа сюда прибыла внучка одного из членов экипажа. В прошлом году Евгения ДАВЫДОВА уже была свидетелем того, как поисковики поднимали из болота останки четырёх членов экипажа, в том числе и её деда, бортового стрелка Василия Мамонова.
Это всегда была закрытая тема для семьи: дедушка пропал без вести давным-давно, моя мама тогда только родилась, – говорит Евгения Давыдова. – Хотя сослуживцы рассказывали, что видели, как самолёт горел и падал, и сомнений в том, что дед погиб, не было, но считалось, что самолёт упал на финской территории. Поэтому даже в голову не приходило искать его могилу...
На этот раз я приехала с сыном Ильёй и дочкой Катей. Для нашей семьи это очень важное событие: когда знаешь деда только по фотографиям, и вдруг ты своими глазами видишь место его гибели – это непередаваемое чувство… Вся наша большая семья очень благодарна поисковикам, которые поднимали самолёт. Это, помимо всего прочего, тяжелая физическая работа – сколько на это уходит сил! Тем более, что самолёт лежал в болоте. Евгения ДАВЫДОВА
В окрестностях нынешнего посёлка Лесогорский летом 1941-го шли жестокие бои. Оборонительных сооружений здесь не было, красноармейцы буквально вгрызались в землю, превращали в крепость любой сарай или подвал. Поисковикам попали в руки воспоминания бывшего финского солдата, который рассказывал, как собирали здесь тела погибших советских воинов и хоронили их в несколько огромных могил. Их-то поисковики и надеются обнаружить.
Открывая митинг, исполняющий обязанности главы администрации Светогорского поселения Андрей РЕНЖИН слова благодарности адресовал поисковикам отряда «Северный рубеж».
Для вас, ребята, слова «Никто не забыт и ничто не забыто» – это не просто книжная фраза, а веление сердца. Именно вашими стараниями и трудом память живёт, именно благодаря вам мы имеем возможность достойно попрощаться с геройски павшими бойцами. Андрей РЕНЖИН, исполняющий обязанности главы администрации Светогорского поселения
Командир «Северного рубежа» Владимир ОВЧИННИКОВ напомнил собравшимся, что летчики всегда считались элитой армии, а ДБ-3 был грозной машиной, вселявшей ужас во врага, хотя в небе мало что могла противопоставить истребителям...
Других бойцов отряд поднимал в окрестностях поселка, но там работы ещё далеки от финала. Например, в бывшем местечке Куисма, как удалось установить, в первых числах августа 1941-го погибло более 150 бойцов 576-го стрелкового полка, а нашли пока всего нескольких, поэтому работа будет продолжаться.
Танки шли по дороге и по просеке линии электропередач. Вокруг – лес и скалы. Финны выкатили орудие и стали прямой наводкой бить по нашим танкам... Места для манёвра не было. Место, где мы нашли этих бойцов, сплошь усеяно гильзами. Владимир ОВЧИННИКОВ, командир «Северного рубежа»
Один из участников церемонии – ветеран авиации, подполковник в отставке Владимир АФАНАСЬЕВ. Он как никто другой разбирается в тактике ведения воздушного боя. Им было о чем поговорить с Евгенией Давыдовой.
Гости побывали также в Светогорске, посетили братскую могилу в центре города. На прощанье представители местной администрации вручили им книги о городе. На обратном пути в Выборг Давыдовы заехали в Каменногорск (бывш. Антреа). Именно отсюда, выполнив боевое задание по уничтожению важного железнодорожного узла, возвращался бомбардировщик. Конечно, здесь многое очень изменилось, но и спустя 78 лет станция продолжает оставаться крупным транспортным участком.
Ещё один объект посещения – военно-исторический центр Карельского перешейка в Выборге. Сотрудник музея Александр ГАЙДАМАКА уделил особое внимание в своём рассказе именно периоду «Той войны незнаменитой», которой посвящена недавно созданная диорама.
Елена СТЕПАНОВА
Читать все статьи автора Елена Степанова
Читайте также
-
ЦУР Ленобласти предупреждает – количество фейков в регионе возросло
-
Школьная библиотека – не просто книгохранилище
-
Гостеприимство как профессия
-
В Выборге в рамках Дня правовой помощи детям обсудили насущные вопросы
-
Теперь и ВЦИОМ рассказал россиянам, что они счастливы
-
Нацпроект помогает увеличить производственные мощности