Сегодня в Выборге вспоминали парад на столичной Красной площади и говорили о военной авиации

Сегодня в Выборге вспоминали парад на столичной Красной площади и говорили о военной авиации
112

Старшее поколение привыкло 7 ноября поздравлять друг друга с годовщиной Великой Октябрьской Социалистической революции. Сегодня эта дата трансформировалась в День воинской славы России в честь парада на Красной площади Москвы в 1941-м, проходившего в честь Великого Октября.

Парад, кстати, проходил ещё и в Куйбышеве (сегодня Самаре), а также в Воронеже, где располагался штаб Юго-Западного фронта и руководство Украинской ССР. Со столичного смотра войска уходили сразу на фронт – враг стоял на подступах, в других городах участники маршировали к вокзалам для отправки на передовую.

Сегодня в Выборге отметили славную дату своеобразным авиапарадом – открытием выставки масштабных авиамоделей военных крылатых машин разных времён прошлого века. Создатель коллекции, моделист Борис Иванов, представил их в сочетании с историями легендарных лётчиков, летавших на них, совершавших подвиги, изобретавших фигуры высшего пилотажа и т.п.: примеру, моноплан «Ньюпор» и автор «мёртвой петли» Пётр Нестеров.

Молодым людям интересно было узнать, что в годы Первой мировой авиация выполняла лишь разведывательные задачи, и лётчики могли применять только личное оружие против пилота-неприятеля. Фанерные в те годы крылатые машины не имели защиты против стрелкового оружия, работавшего по ним с земли, поэтому изобретательные пилоты клали на сиденье чугунные сковороды.
Когда речь зашла о тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, который мог нести под крыльями и на них 2 или 4 истребителя, которые в полёте отделялись от него и могли защищать огромную машину при угрозе атаки неприятеля, и о том, что ТБ-3 совершил единственный полёт и так и не пошёл в производство; невольно вспомнилась история с космическим челноком «Буран»…

В арсенале Бориса Иванова около трёхсот моделей в масштабе 1:72. Он хранит их дома за стеклом и раз в год смахивает пыль кисточкой. Он занимался сборкой самолётиков ещё в школьные годы, потом, после перерыва на студенчество, вернулся к увлечению, но пилотом стать не мечтал:

Жили в военном городке, отец привозил ГДРовские наборы гражданских самолётов, надо было вырезать детальки, склеить, перевести на них переводные картинки. Потом в начале 80-х после учёбы приехал в Выборг, жил в «общаге», однажды увидел в продаже набор, купил, собрал. Потом ещё и ещё, стал ходить в «иностранный» отдел библиотеки, по самоучителю польского и чешского языка учил язык, потому что специальные авиамодельные журналы были только на этих языках. Борис Иванов

Выставка представлена в выставочном зале «Выборг – город воинской славы» Дома молодёжи. Открывая встречу, к пришедшим на неё студентам колледжа «Александровский» обратился заведующий залом Владимир Быкачев:

Парад 7 ноября 1941 года на красной площади Москвы по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Он имел огромное значение для поднятия морального духа всей страны, показав миру, что Москва не сдаётся, и боевой дух армии не сломлен.
Владимир Быкачев также напомнил о важных для Выборга событиях нынешнего года: 80-летии окончания Выборгско-Петрозаводской операции, об установлении Законодательным собранием Ленобласти новой памятной даты – 20 июня, дне освобождения Выборга, упомянул и о подготовке к празднованию в следующем году 85-летия окончания Советско-финляндской войны и 80-летия Великой Победы.

Елена СТЕПАНОВА

Читать все статьи автора Елена Степанова

Читайте также