Сайменский канал: история строительства и фарцовки

Сайменский канал: история строительства и фарцовки
7296
Сайменский канал: история строительства и фарцовки

17 февраля 2012 года вступил в силу новый договор об аренде Финляндской Республикой части Сайменского канала и прилегающей к нему территории. Согласно предыдущему договору, подписанному в сентябре 1962 года, Финляндия получала в аренду на 50 лет участок Сайменского канала с береговой полосой шириной 30 метров по обе стороны искусственного русла и в течение пяти лет должна была произвести его реконструкцию.

Еще в 1927 году канал начал перестраиваться для 1000-тонных судов, но из-за начала Зимней войны работы были выполнены только на 38%. Новый проект уже рассчитывался для судов чуть менее 500 тонн, но и это в свою очередь требовало расширения построенных ранее шлюзов.

Летом 1963 года на территории Финляндии в рамках реконструкции канала, начались первые строительные работы. С обеих сторон были назначены представители, отвечающие за его строительство. С финской - губернатор Урхо Киукас, с советской — морской инженер Г. Ж. Пиасецкий. Реконструкция канала осуществлялась силами и средствами Финляндии. Работы, связанные со строительством подходного фарватера, производились большей частью советскими организациями, но за счет финской стороны.

Прежде всего на арендованной территории нужно было построить новые дороги, старые не выдерживали движения грузового транспорта. А также со стороны Финляндии до Брусничного требовалось провести линию электропередач.

Выдавать пропуска и передавать списки пограничным властям СССР финская сторона начала только в 1964 году. Количество рабочих достигало 2600 человек, из которых на арендованной территории проживало более 1000. В районах Илистого и Искровки для них были построены барачные лагеря. Порядок на арендованной территории поддерживала выборгская милиция совместно с сотрудниками управления Финского Сайменского канала, начальником которого был назначен инженер Антон Ортамо. Правонарушения со стороны финских строителей рассматривались в Финляндии, а те, в которых второй стороной выступали советские граждане, - в Выборге. 

Вместе с грандиозной стройкой на канале развернулась и широкомасштабная фарцовка. Молодые люди, большей частью допризывного возраста, увидели в этом заманчивый, хотя и сопряженный с риском вид заработка. Они покупали в городе водку, на рейсовом автобусе добирались до Кангаса, а там уже лесом шли до Сайменского канала. Эта территория не была ограждена колючей проводкой и находиться на ней было можно. Однако в лесу фарцовщиков подстерегала не только милиция, но и пограничники с собаками, встреча с которыми не сулила ничего хорошего. 

Добраться до канала можно было еще и со стороны посёлка им. Калинина, но как правило, в этом направлении работали фарцовщики, жившие рядом.

Обмен спиртных напитков на дефицитные импортные вещи или другими словами фарцовка (от английского for sale), проходил на канале в условленное время по предварительной договорённости с финскими строителями. Летом финны переправлялись на другой берег на лодке, а зимой в обе стороны можно было перейти по льду. В основном такого рода сделки проводились в темное время и сигналом для фарцовщиков служил включённый фонарик на финской стороне канала.

Бутылка водки в магазине тогда стоила 3 рубля. В обмен на неё, например, можно было получить нейлоновую рубашку, которую по тем временам можно было продать за 25 рублей. К обмену предлагались и другие дефицитные вещи и товары. 

В советское время качественную иностранную одежду в магазинах купить (в ходу было слово «достать») было проблемой. Отечественные плащи-куртки-брюки были серыми и невзрачными, в них люди становились похожими друг на друга. Поэтому и спрос на фирменные вещи был очень высокий.

Финны же охотно брали взамен янтарные бусы, женские часы и золотые украшения. 

Несмотря на такой прибыльный заработок, сколотить капитал удавалось далеко не всем выборгским фарцовщикам, промышлявшим на канале. Частенько товар или вещи приходилось скидывать в лесу, уходя от погони, или из соображений безопасности прятать, чтобы позже забирать по частям. Какие-то тайники забывались, какие-то впоследствии оказывались пустыми. Между группами фарцовщиков в лесу часто случались стычки, во время которых у пострадавшей стороны отбирался весь товар. Поэтому и ходить по одному было опасно. Да и легко заработанные деньги, как известно также легко и исчезают.

Фарцовщик, конечно, должен был выглядеть соответствующим образом, поэтому часть добытого не продавалась, а оставлялась для личного пользования. Надо признать, что эти ребята сильно контрастировали с остальными жителями города. Фарцовка на канале в отличие от городской была менее видна, ну и как вспоминают участники и очевидцы, в чем-то была близка к эстетике контрабандистов прошлых лет – азарт, риск, удача…. Как-то одному из таких романтиков удалось выменять на канале радиоприёмник, гуляя с которым по улицам города, он моментально превратился в объект всеобщей зависти.

Памятник в честь реконструкции Сайменского канала 1963 – 1968 годов, шлюз "Брусничное"

В течение неполных пяти лет было создано русло канала протяженностью 42,9 км, построено 8 шлюзов, 11 мостов, свыше 10 км земляных дамб, линия электропередач протяженностью 50 км и 48 км дорог. Железнодорожный и автомобильный мосты в районе Выборга были возведены советскими строительными организациями по собственным проектам всего за 23 месяца. Впрочем, эти работы оказались и самыми дорогостоящими, на них ушло почти 12% всех расходов, связанных со строительством канала. Общая сумма затрат достигла 300 млн марок, ровно в два раза больше, чем было запланировано изначально.

Канал заполнился водой во время весеннего паводка 1968 года, первые пробные рейсы были сделаны уже в мае. Движение по каналу началось в июле 1968 года, а спустя месяц на первом шлюзе были установлены две высокие стелы, сложенные из гранитных блоков, некогда являвшихся деталями старого канала.

В честь начала эксплуатации Сайменского канала правительство Финляндии выпустило бронзовую памятную медаль. Большая группа советских специалистов, участвовавших в реконструкции водной магистрали была также удостоена этой награды. В их числе - 53 выборжца.

Денис ГИЛЬМАНОВ

Читать все статьи автора Денис Гильманов

Читайте также